Мастер-класс Усовершенствуем ВШМ, или Как свалять шубу.

Как свалять яркую юбку

Хочу предложить почитать, но больше посмотреть мой первый мастер-класс. Он подготовлен для тех, кто уже умеет немного валять.

Перешив нутриевой шубы. Ремонт шубы

  • Шелк натуральный — 4 м
  • Шерсть мериноса или любая другая ТОНКАЯ шерсть — 100 гр.
  • Ровница — 2-3 м для декора
  • Подложка для выкройки или кто на чем привык делать выкройку — 1 м
  • Мыло (я использую хозяйственное)
  • Пупырка
  • ВШМ я не использую вообще в работе (но она у меня есть)

1. На выкройку выкладываем шелк, смачиваем его, формируем складки – как нам нравится.

2. Затем на шелк выкладываем из ровницы рисунок, у меня цветы и завитушки. И застилаем всю красоту тонким слоем шерстки. Я делала в данном случае раскладку шерсти елочкой и в один слой.

3. На фото показаны раскладка, а перед этим еще заложены «нитки» ровницы три шнурочка для завязок на поясе (можно без них, просто сделать другой крепеж или вшить потом молнию, или пуговицы). Шнурки мы застилаем не в один слой шерстки, а в три слоя, шерсть кладем в разных направлениях, тем самым еще и укрепляя пояс.

4. Закрываем сеточкой, смачиваем, промакиваем шерсть тихонько, намыливаем и притираем руками. Снимаем сетку и накладываем второй кусок шелка, закладывая нужные нам складки, притираем ладошками и переворачиваем на другую сторону.

5. И начинем все сначала. Выкладываем шелк, загибаем шерстку, которая выходит за края выкройки, рисуем ровницей, затем застилаем все шерсткой, в области пояса кладем наши шнурочки и не забываем их закрыть не одним слоем шерсти, а тремя. Потом накрываем сеткой, смачиваем, промакаем, намыливаем, притираем ладошками, снимаем сетку, выкладываем другой отрез шелка, притираем и. переворачиваем.

6. Начинаем интересный процесс увалки нашей юбочки. Я накрываю пупыркой и катаю скалкой (черенок от лопаты) в разных направлениях раз по 100, переворачивая с одной стороны на другую. Но еще не в рулоне! А вот после начинаю катать в рулоне тоже в разных направлениях до того, как нашей выкройке будет тесно. Вынимаем выкройку-шаблон, расправляем аккуратно и продолжаем катать все еще в пупырке.

Видим, начинает склеиваться – ура. процесс идет в нужном направлении. Расправляем, переворачиваем, катаем в разных направлениях и уже можно катать в полотенце до готовности. В конце можно побросать, помять, но не перетрудитесь.

И вот, наконец, наша красивая яркая юбочка готова! Пойдем мерить (не забудем вывернуть юбочку – лицевая сторона у нас была внутри).

Как приталить шубу/ вытачки на шубе/ посадка шубы по фигуре

Потом, где у нас шнурочки, вставляем люверсы и шнурочки вытаскиваем через них на лицевую сторону – готово!

Размер юбки: 44-48.

Всем большое спасибо за внимание! Если что-то непонятно, спрашивайте – отвечу в комментариях.

Делаем валяную сумку с элементами нунофелтинга

Материалы:

  • тонкая шерсть (ок. 400 г);
  • шелк;
  • волокна для декора;
  • рамочный замок.

Нужно свалять сумку в серо-розово-бежевых тонах. Серого практически нет, зато много белого и розового. Рамочные замки у меня по 25 см и есть проверення выкройка.
Начинаем с раскладки кармана — на фото он уже разложен, перпендикулярно друг другу я положила 4 толстеньких слоя, не считая декора с обеих сторон. Полила водой и пеной для ванны — это я экспериментирую. Валяет хорошо, но запах мне не понравился. Сделала вывод, что надо сначала нюхать, когда мыло для валяния выбираешь 🙂

Закрываю раскладку пленкой. Надо признаться, во всех моих сумках карманы размером и формой, как пакет от троицкой упаковки шерсти 🙂 На фото тоже она. Притираю рукой, ибо ребенок спит, жужжать нельзя.

Решив, что однородная розовая внутренность сумки будет чересчур, навожу художественный беспорядок — в разных направлениях раскладываю тончайшие прядки серого, фреза, розового и сурового цветов.

Этот пирог накрываю двумя слоями белого. На первой фотографии второй слой выложен еще не до конца. За пределами выкройки торчат тонкие хвостики для заворачивания на обратную сторону. Брызгаю водой из бутылки с продырявленной крышкой. На сухой шерсти красиво блестят капельки 🙂

Потом пена, опять накрываю пупыркой и работаю ручками. Не особо увлекаюсь — мне достаточно немного привалять раскладку, когда шерсть уже не тянется за рукой при легком поглаживании, убираю пленку, подворачиваю верхний край. В принципе, можно и не делать, все равно замок вклеивать, но ведь так ровнее получается 🙂

Как отремонтировать норковую шубу облитую вином.(1 видео) Мастер класс.

Переворачиваю все вместе с пленкой, торчащие краешки заворачиваю — это мой будущий стык! Ну вот примерно как на фото Прядки прозрачненькие для внутреннего оформления сумки. Повторяю все еще разок с другой стороны выкройки. Серый, фрез, розовый, суровый, два слоя белого. Вода, мыло.

Перешить шубу за 60 минут

Белые прозрачные хвостики торчат за пределы выкройки! Сын уже проснулся, поэтому в ход пошла шлифмашина 🙂 Жужжу и снова переворачиваю выкройку. Торчащие хвостики загибаю и прохожусь машиной. Очень быстро тонкие слои сваливаются.

Как отремонтировать норковую шубу облитую вином.(2видео) Мастер класс. Шубка после ремонта.

Теперь придаем сумке жесткость. Розовым. Достаю две упаковки семеновской тонкой розовой и выкладываю на каждую сторону выкройки по 100г в три слоя (горизонтальный-вертикальный-горизонтальный) довольно толстенькими прядками. На фото третий слой выложен не до конца.

Хвостики для стыков торчат за пределы выкройки! Со вчерашнего дня у меня заготовлены два жгута для ручек. Это две серых пасмы, одетые в сурово-фрезо-розовые прядки. Валяла жгуты, не закрывая концы, они, естественно, завалялись 🙁 А когда высохли, я их пуходеркой до вот такого сотояния.

Поливаем и мылим раскладку. И вот эти самые «жгутиковые цветочки» сажаем на розовую раскладку. Неэстетично как-то выглядит. Я всегда приутюживаю сначала шлифмашиной, потом руками уже до состояния полного сцепления ручек с основой. Чтобы можно было ручки положить в одну плоскость с будущей сумкой, перевернуть все вместе и не бояться, что ручки не выдержат и отвалятся. У меня получилось — не отвалились. На фотографии хорошо видно, как розовые кончики завернулись на обратную сторону. Приглаживаем их обязательно да начала раскладки следующих слоев!

Теперь оставшиеся 100 г в три слоя горизонтально-вертикально-горизонтально, мылим, смачиваем, сажаем ручки. Лучше, конечно, попасть попасть по высоте-ширине с ручками с обратной стороны сумки 🙂 Снова все переворачиваем и аккуратно приглаживаем заботливо оставленные пушистые кончики. Все, розового достаточно 🙂

Теперь, собственно, сумка, точнее ее внешний вид — три тонких слоя (вертикально-горизонтально-вертикально) с переходом от серого внизу к суровому наверху. Теперь льем воду и мылим.Хвостики по периметру оставляем сухими. И жужжим шлифмашиной.

Ну и скучно же все так и оставить, поэтому в художественно порядке-беспорядке раскладываю прядки шерсти, неппсы, соевый шлапель, бамбуковые и банановые волокна, хорошенько все приваливаю шлифмашиной, и на этом с обратной стороной сумки заканчиваю.

Переворачивать все тяжелее. И тем не менее переворачиваем! Приступаем к весьма ответственной части — лицу сумки. Хвостики, понятное дело, снова заворачиваем, приглаживаем и кладем три декоративных слоя. Всегда перед итоговым декорированием я слегка прохожусь шлифмашиной — чтобы края было видно 🙂

Где здесь понеслась душа в рай. Шелковый шифон, батист (вот где засада, под ним положила неппсы и он практически не привалялся к шерстяной основе! 🙁 Кружево. По периметру все кусочки закрываю тонкими прядками шерсти в тон.

Это шелковый платок. Его тоже в дело!

Примерно здесь я растерялась и решила еще разок все смочить и приутюжить — так виднее, где еще чего добавить или убрать. Добавила прядок шерсти, волокон бамбука серого и банана белого 🙂 На этом решила остановиться. Хорошенько все прожужжала шлифмашиной.

Опять, прилагая уже недуюжинные услия, переворачиваем. Загибаем и как следует приглаживаем краешки.

Старательно проходимся ладошкой по периметру сумки. Нам нужен красивый стык! Когда шерсть уже не тянется за рукой, обычно заворачиваю плод трудов своих и несу в ванну, так как льется вода из свертка просто в немыслимых количествах.

Где-то в этом месте одеваю перчатки и прошу прощения у своей спинки. Разогнуться можно только часа через два. С половиной.
Катаю рулон довольно долго. В разные стороны, периодически сморю, что получается и как там вообще дела. Когда войлок окрепнет и выкройка станет чуть мала, от выкройки избавляюсь и проверяю как там поживает карманчик. Вроде все ок.

Стык уже некрасивый, тут главное не упустить момент и хорошенько его выгладить, пока еще все окончательно не свалялось. Просто глажу по периметру сумку, надев ее на руку.

Выворачиваю, глажу, тру, валяю в рулоне с изнанки.

Урок 1. Как перешить шубу своими руками. Как укоротить шубу за счёт лифа

Примерно такую усадку дала сумка через час увалки. На дно ванны кладу стиральную доску и кидаю в нее сумку 🙂

Если катать-кидать-тереть достаточное количество времени, да еще под конец ополоснуть горячей водичкой, сумка становится очень плотной, хорошо держит форму, даже мокрая стоит самостоятельно и вообще прозводит приятное впечатление 🙂 Тогда я ее полощу, выжимаю, глажу, придаю форму и — на батарею сушиться!
У сухой сумки вырезаю боковинки и вклеиваю рамку.

На фундаментальнось мастер-класса не претендую, так я сваляла именно эту сумку, и если бы у меня было достаточно серого или сурового, внутренние три слоя я бы сделала из этих цветов, не запариваясь с рисунком 🙂
Это уже готовая сумка. Батист частично пришила. Там где уж совсем торчал. Отпарила парогенератором. Размер сумки 25х30 см, ручки 60 см, если считать от края сумки, если целиком — все 70. Сухая пасма была длиной 130 см. С толщиной сумки немного перестаралась, очень тяжело было рамку вставлять, а в остальном плотность мне очень понравилась — сумка не обвисает, хорошенько так форму держит. Количество шерсти не считала, думаю, граммов 350-400 без учета ручек.

К сумке сваляла шарф-капустку на основе того же батиста, только уже ученая, обкладывала его с обеих сторон взвесью из остатков шерстяной волькноллевской роскоши, цветного розового льна, серого бамбука и молочного протеина. Свалялся шарф очень быстро! 25х160 см.

Мастер-класс как современная форма методической работы

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.

Как сшить шубу. Как сшить шубу за полдня

Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают урок, мероприятие, презентацию достижений педагога, но это не совсем так.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия “мастер-класс”. В данных рекомендациях мы будем опираться на следующие определения, так как считаем, что в них обозначены ключевые свойства мастер-класса.

В первую очередь, мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер– класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера ( под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс)

Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия

Итак, мастер-класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики:

  • вызов традиционной педагогике;
  • личность учителя с новым мышлением;
  • не сообщение новых знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия;
  • плюрализм мнений;

Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер– класса, а именно:

  • Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.
  • Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
  • Создание условий для включения всех в активную деятельность.
  • Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
  • Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса.
  • Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
  • Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  • Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
  • Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению.

    18 лайфхаков по работе с мехом

    Требования к организации и проведению мастер-класса

    Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

    Мастер– класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

    Основными элементами технологии проведения мастер – класса, методическими приемами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

    Шерстиваль. Марта Дорофеева. Цветок со шнурком

    Индукция. Системообразующим элементом мастер – класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое – вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

    Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

    Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию этой потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.

    Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направит действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.

    Мастер-класс. Купи шубу, шапка в подарок.

    Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

    В технологии проведения мастер-класса обычно используется определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

    Примерный алгоритм проведения мастер-класса:

  • выделение проблемы
  • панель
  • объединение в группы для решения проблемы
  • работа с материалом
  • представление результатов работы
  • обсуждение и корректировка результатов работы
  • Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса.

    Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и т.д.) Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем, участники свободны в выборе метода, пути поиска, темпа работы. Каждому предоставлена независимость, в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

    Шью шубу из экомеха. С малышом на руках (почти) ��

    Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

    Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

    Афиширование – это представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов и др.)

    Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова “озарение”, “инсайт”, “понимание”. Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученого, исследователя, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

    Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

    В форме мастер-класса можно продемонстрировать:

    • программу (сложный, долговременный путь);
    • отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог;
    • методы работы;
    • 4.инновационные моменты деятельности;

    Лекция.
    Практическое занятие.
    Интегрированное занятие (лекционно-практическое).

    Цель 1 (теоретического) этапа: осветить авторскую программу.

    Цель 2 (практического ) этапа: показать формы и методы осуществления программы ( показать работу, а не результат работы)

    3 этап теоретический: в форме ответов и вопросов ( если проходит активно, мастер-класс результативен ).

    Распределение времени на этапах:

    При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться вышеописанного алгоритма, но и правильно определить собственную позицию Мастера.

    Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

    Мастер-класс по пошиву шубы | Как сшить шубу своими руками | #StayHome #WithMe

    Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.

    Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

    Мастер работает вместе со всеми, он равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

    Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

    Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определенный стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения., мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.

    Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несет идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Это личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передается путем примера, подражания через:

    – речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
    – мимику и жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
    – умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
    – искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
    – педагогическую импровизацию: умение работать по плану “в голове”, привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
    – психологическую зоркость, умение вычислять “гениев” и поддерживать “отстающих”;
    – коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
    – чувство времени.

    Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

    1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
    2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
    3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
    4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
    5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
    6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
    7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
    8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
    9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

    Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников образовательной системы.

    Литература

    1. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.
    2. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
    3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.
    4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. -288 с.