Мастер-класс Уроки дизайна вышивки. Урок 3. Композиция

Уроки дизайна вышивки. Урок 3. Композиция

Урок 3. Композиция, или Умение живописно формулировать мысли.

В этом уроке мы начнем «говорить» с помощью рисунка. Урок будет философски-рукодельным, достаточно возвышенным и одновременно практическим.

Наверное, все вы слышали старый анекдот, в котором ребенок не говорил до 16 лет только потому, что все его устраивало, чай был в меру горячий, а суп в меру соленый, то есть ему попросту незачем было говорить и общаться. Так и в рисунке — чтобы что-то нарисовать, вначале должно возникнуть желание поделиться эмоцией или идеей с другими, то есть должна быть осознанная мысль, которую вы хотите выразить. Если мысли нет, то и рисовать нечего, либо рисунок получится подобным пустой болтовне, и вряд ли в нем случайным образом обнаружится то, чего не было в голове его создателя. Другое дело, когда идея есть, а вот выразить ее сложно. Эта проблема — не проблема, а дело техники, которой учатся, и которая не так уж сложна.

Посмотрите на эти три картинки с одуванчиками. Вы замечаете разницу в настроении? Слева — сочные молодые одуванчики, начало мая, по-видимому, солнечный день — бодрость и беззаботность. На картинке в центре — легкая ностальгия, весна уходит. А на рисунке справа — сказочность, бутоны, цветы и пушистые шапочки — все вместе, все в одном изящном танце. Думаю, что если поменять картинки местами, то и текст не обойдется без корректировки, так как рисунки имеют ярко выраженное настроение. Этим настроением и обусловлен выбор форм, линий и цвета, которые все вместе можно назвать композицией.

Уроки Embird: Группирование объектов

Каждый элемент рисунка — это нарисованное слово, с помощью которого, вы выражаете свою мысль. Подумайте, что вы хотите нарисовать: радость, нежность, тишину, спокойствие или движение? Как вы хотите об этом сказать (то есть нарисовать, конечно) — коротко и ясно, как народная пословица, или образно, с недосказанностью, как японская поэзия, а может вы хотите нарисовать и вышить целый роман со сложным сюжетом? Как минимум, секунд 10 — 15 вы должны потратить на обдумывание (можно, конечно, и несколько больше 🙂 Относительно речевого процесса обычно рассматривают обратное движение, когда образ первичен, а слово вторично. Ну, это опять семиотика 🙂 Мы же с вами будем говорить не словами, а рисунками.

Как только мысле-образ сформирован, можно сразу приступать к рисованию. Теперь мы можем воспользоваться методом, которым обычно пользуются дизайнеры интерьеров, когда к ним приходят заказчики. Обычно клиенты говорят так: «..хочу. что-нибудь такое, . чтобы было свежо и уютно..» В уме дизайнера возникает салатово-розовое пятно размытых очертаний. Он начинает всматриваться в него, параллельно задавая клиенту наводящие вопросы, так сказать, наводя резкость изображения: «В каком стиле, каков бюджет. » — и тому подобное. Так и мы, вначале постараемся увидеть как бы издалека нашу конечную цель, постепенно подходя к ней ближе, пробираясь сквозь туман сомнений и нерешительности.

Например, если мы решили сделать рисунок для диванной подушки, варианты нашего первоначального образа могут быть такими (если мы предпочитаем геометрическую правильность) :

Или вот такими, если нам больше по душе свободные формы:

Теперь, мы уже как ландшафтные дизайнеры, можно сказать, разметили зону газона и цветника. Газон для нас — это области белого цвета, их мы трогать не будем. А цветник — это области серого цвета, которые мы должны оживить, заполнить прекрасными цветами (а может и не цветами) и наполнить радостью (или спокойствием — по желанию 🙂

Начнем делать первоначальные наброски. Разметим движения стеблей, положения головок цветов, направления основных листьев. В этом примере мы рассмотрим построение свободной композиции, т.е. в каждой области серого цвета мы будем располагать наши элементы не симметрично, а произвольно. Даже на рис. А и С, на бордюрах, мы использовали не повторяющийся орнамент, а дали свободу стеблям цветов.

Как видите, практически любая фигура с легкостью может быть заполнена цветочными мотивами. Рисунки такой сложности вам по силам, даже если вы только сегодня утром купили себе первый карандаш.

Рассмотрим более подробно процесс заполнения круглой формы. В данном случае это будет витиеватый узор, но, также можно заполнить форму и более натуралистично, расположив цветы так, как вы их видите в природе.

Рис. А — главное движение стебля, основа композиции, наш замысел. Постепенно мы начинаем уточнять его, добавляя новые «фразы» — элементы узора: более тонкие веточки, положения головок цветов, направления крупных листьев (рис. В-D). На этом этапе мы создаем базовую структуру узора, основную концепцию нашей идеи. Рис. Е — уже сформулированная мысль. Теперь мы можем ее развивать, дополняя красивыми «словами» — цветами и листьями.

На рис. H и I — конечные варианты узора. Обратите внимание, базовая схема этих рисунков одна и таже — рис. Е, а вот вариантов ее заполнения может быть множество. Так ведь и в жизни — идея может быть одна, а высказать ее можно разными словами.

Этот метод построения свободной композиции также можно назвать «строительным» — мы как-бы строим наш рисунок, начиная с каркаса (рис.А), постепенно укрепляя и заполняя его структуру, делаем, так сказать, «обшивку», получая базовую модель — рис.Е (как здание без отделки). Этапы F, G, H — это процесс отделки.

Другой пример — заполнение квадрата. Этапы все те же: каркас, обшивка, отделка 🙂

В итоге мы получили весьма симпатичные варианты рисунков для центра диванной подушки. Настроение — легкое, светлое, радостное, как весенний ветер. Кажется, что дотронешься до цветочка — и все закачается, придет в движение. Мы могли бы сделать рисунок менее сложным по конструкции или более ярким по цвету — это уже дело вкуса. Общий принцип построения один и тот же:

Замысел (для какого изделия хотим создать рисунок, какое настроение хотим передать, какую мысль вкладываем).

Общая планировка изделия (разметка газона и цветника).

Создание базовой структуры для каждого мотива .

Заполнение структуры мотива деталями.

Тут вроде-бы самое время упомянуть о законах композиции. При такой формулировке похоже, что композиция — это парламент, издающий законы, обязательные для исполнения, а за неисполнение — штраф. На самом деле в рисовании не совсем так. Я бы сказала, что в декоративной композиции есть не законы, а свойства. Их можно сравнить со вкусами в кулинарии. Есть блюда, которые нравятся многим людям, их вкус признан классическим, а рецепты написаны во всех кулинарных книгах, но есть блюда поострее, или посолонее, или с новым вкусом, который вы никогда не пробовали. Может быть много ингредиентов или мало, один основной и немного специй, или настоящий винегрет. Все имеет право быть. Главное — это чувство меры.

В литературе можно найти такие примеры законов композиции:

и многие другие.

Для тех, кому интересно серьезно разобраться с этой премудростью, могу посоветовать следующие книги:​

Мастер-класс. Вышивка ветки сакуры. Часть 1. Обзор материалов. Подготовка рисунка.

Евгений Кибрик — Объективные законы композиции в изобразительном искусстве;

Рудольф Арнхейм — Искусство и визуальное восприятие;

Калуст Даглдиян — Декоративная композиция;

Василий Кандинский — Точка и линия на плоскости.

Если же говорить по-простому, то совет один — во всем опирайтесь на свое чувство гармонии и здравого смысла, а также на свой вкус. Если все делать идеально по правилам, то у всех должны получаться примерно одинаковые работы, а мы ведь не к этому стремимся. В технике без этого не обойтись — есть правила и ГОСТы, чтобы все было унифицировано, удобно для производства и эксплуатации, а в художественном творчестве главное другое — выразить мысль и эмоцию, поэтому не может быть жестких правил. Это все равно, что придумать правила для создания мечты 🙂

Однако, пару примеров все же рассмотрим.

Рис. А может показаться несколько несбалансированным, кажется, что этот букетик должен начать наклоняться влево, потому что его левая половина явно визуально «тяжелее». На рис. В — один из вариантов балансировки изображения с помощью небольшой гири. Вроде, теперь все стабильно. Если гиря не входит в ваш замысел, можно попробовать уравновесить композицию, добавив в правую часть крупный яркий цветок. Это тоже создаст оптический «вес». Сразу открою большой секрет. Рис.А кажется неуравновешенным, если мы его рассматриваем как свободную, отдельно взятую композицию. Если же мы используем его как мотив для симметричных построений, то он очень даже годится и без балансировки (пример рассмотрим в следующем уроке).

На рис. А мы видим рассыпанные цветы, они как прохожие на улице — идут по своим делам в разные стороны, говорят о своем. На рис. В — присутствует целостность, цветы — как певцы в хоре, собраны вместе. У каждого свой голос, но поют одну песню. Нельзя сказать, что вариант А менее правильный, чем вариант В. Они оба хороши, просто отражают разные идеи. Что вам больше нравится: цветы на лугу, или цветы в букете 🙂 ?

Этот пример во многом напоминает предыдущий, но есть принципиальная разница. На рис. А мы видим головки белого клевера, произвольно разбросанные по полю рисунка, на рис. В — те же цветы клевера, также разбросаны, однако они уже являются частью общей композиции с букетом. Букет — это стержень композиции, ее смысловой центр, а головки белого клевера выступают в роли дополнения, подчиняются главной мысли. Как видим, и в этом случае нельзя сказать, что какой-либо вариант предпочтительнее — оба могут быть использованы для своих целей.

На этом сегодняшний урок заканчиваем, но тема декоративной композиции будет продолжаться и далее — в каждом уроке мы ее будем немного расширять и дополнять. Не забудьте главную мысль — не технические приемы определяют красоту, а ваша идея, которой вы хотите поделиться с миром.

Обучающий курс.Урок 1 Игольница.Вышивка лентами. Соляникова Татьяна.

Тема урока: Вышивка крестом. Изготовление мешочка из конвы.
презентация к уроку по технологии (3 класс) по теме

Мультимедийная презентация урока технологии в 3 классе.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация урока технологии 2.63 МБ
Лист самооценки 10.83 КБ
История вышивки 14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Лист самооценки учащегося на уроке:

Выполнил с помощью учителя

1. Упражнение «строчка крестом»

2.Вышивание рисунка на заготовке

Предварительный просмотр:

История возникновения и развития вышивки крестом

Вышивка крестом — один из самых популярных видов рукоделия, искусство уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.
В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.

Уроки Wilcom ES: Цветок Сакуры

Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.
В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.
После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.
Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатый крест – пожелание добра и взаимопонимания.
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.

C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна.. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Традиционная вышивка — это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки крестом. Изучение, развитие и совершенствование этого искусства – одна из актуальных задач современного общества.

В конспекте изложен ход урока и технология вышивки крестом.

Цель урока:познакомить учащихся с необходимыми инструментами и материалами для вышивания. Задачи: Обучающая: · формировать з.

Дистанционный урок-презентация по теме «Вышивка крестом».

…пяльца, ножницы большие,За работой я опять.Я в своей родной стихии –Начинаю вышивать….

Работа ученицы 4 класса » Вышивка крестом».

Вышивка Ришелье. Прикладная вышивка.

Вышивка. Путеводитель по рубрикам

В разделе ВЫШИВКА: полезные советы и мастер-классы, уроки для начинающих, большое количество схем для вышивки, справочная информация по разным техникам вышивания и инструментам для работы.

В нашей коллекции уже более 2000 статей, только самое лучшее!

Уроки PE-DEsign: Импорт. Экспорт и Конвертация

Обывателю может показаться, что вышивка – это скучное и монотонное орудование иголкой и ниткой. Но на самом деле за названием кроется огромный ассортимент видов, типов, классов мастерства. Зачастую вещи, созданные с помощью вышивки, просто поражают красотой и уникальностью.

Кто из нас не видел сверкающих подвенечных платьев, от которых аж дух захватывает? Нежные и воздушные кружева, расшитые узорами, по-королевски богатые сумки и обувь со сверкающими каменьями, блузки и украшения, шляпы, перчатки и другие аксессуары – вы даже не представляете, на что способна опытная вышивальщица!

Ниже вы найдете ссылки на все рубрики раздела и тематические подборки схем. Легких вам крестиков!

Мастер класс по кутюрной, люневильской вышивке. Использование фатина в объемной вышивке.

Путеводитель по рубрикам раздела

Как вышивать бисером?

С помощью бисера можно украсить все, что угодно – гардероб и жилище, создать удивительной красоты поделки и даже вышить икону! Поистине многообразен этот вид искусства. Причем научиться вышивать бисером достаточно просто, главное запастись терпением и быть внимательными при реализации схем.

Схемы и мастер-классы по этому виду рукоделия вы найдете в рубрике нашего сайта вышивка бисером.

Как вышивать гладью?

Эта древняя техника украшения тканей в последние годы стала настолько популярна, что даже модные дизайнеры используют ее в своих коллекциях. С помощью иглы и нити на полотно наносятся равномерные стежки, вид которых зависит от выбранного шва – петельного, стебельчатого, тамбурного и т.д. В итоге получаются эксклюзивные узоры в самых разнообразных стилях!

Смотрите большую подборку полезной информации, уроков и схем в нашей рубрике вышивка гладью.

Как вышивать крестиком?

Кого из нас не обучали вышивке крестиком на школьных уроках труда? Сегодня можно найти такие схемы вышивки крестом, благодаря которым создаются прекрасные картины. Этот тип рукоделия считается одним из самых простых и подходит тем, кто только начинает погружаться в удивительный мир вышивки.

Нашу огромную коллекцию мастер-классов и полезных советов вы найдете в одноименном разделе вышивка крестом, загляните также в раздел вышивка схемы, где уже подобралось более семисот схем на разные темы.

Как вышивать лентами?

Один из прекраснейших типов вышивки, благодаря которому можно декорировать полотна объемными изображениями. Шелковые ленты придают грациозность и дороговизну даже самым обычным предметам: подушкам и покрывалам, шторам и другому текстилю.

Машинная вышивка. Технология вышивания на кожзаме, трикотаже, фатине.

Всю имеющуюся у нас информацию на эту тему мы собрали в рубрике вышивка лентами.

Декоративные швы

В старинных фильмах главные герои носят рубашки с монограммами, на их шелковых платках значатся инициалы, вышитые тонкими и изящными нитями. Сегодня декоративные швы по праву занимают свое место в классификации вышивки и привлекают мастериц простотой исполнения, качеством конечного результата и, конечно же, реакцией окружающих на «конечный продукт».

Мы постоянно обновляем нашу коллекцию мастер-классов, полезных советов и схем по этой теме в рубрике декоративные швы.

Что такое изонить?

Для тех, кому не нравится податливость и неустойчивость тканей, можно рекомендовать занятия вышивкой в технике изонить – здесь используется картон или плотная бумага, на которой и вышивается объемное изображение нитями. С помощью изонити можно создавать прекрасные открытки и уютные украшения для дома.

Вам в помощь наш раздел изонить (нитяная графика), где вы найдете уроки, инструкции и схемы.

Вышиваем на машине

Обособленная техника, благодаря которой можно в тысячу раз ускорить процесс вышивки, расшить большие объемы тканей и создать совершенно невероятные узоры!

Мы постоянно пополняем рубрику машинная вышивка новой информацией.

Для любителей монохрома

Монохромная вышивка – техника украшения материала одним цветом. Здесь можно сочетать различные способы, благодаря широкому ассортименту идей, представленных в разделе. К монохромной вышивке относятся такие редкие стили, как блэкворк (см. рубрику «черная вышивка») и редворк.

Наша коллекция с мастер-классами и схемами по этой теме находится в одноименном разделе монохромная вышивка.

Редкие виды вышивки

Кстати, о редких стилях. На карте мира можно отметить множество мест, где родились уникальные типы вышивки – Япония подарила нам лаконичное и строгое сашико, Флоренция – яркое и красочное барджелло, Франция – прекрасную и вычурную люневильскую технику, Англия – старинную вышивку крестом. Научившись творить в одном из этих стилей, можно завоевать сердца современников эксклюзивностью и новизной.

В рубрике редкие виды вышивки вы найдете нашу подборку уроков, полезных советов и схем.

Как вышивать в стиле барджелло?

Красота и яркость узоров старинного стиля bargello очень нравится современным вышивальщицам. Еще этот оригинальный вид вышивки называют флотентинским шитьем и венгерским стежком. Раньше барджелло чаще использовалось для декора мебели и других предметов интерьера, например, подушек, но современные вышивальщицы придумали этой технике и другие применения.

В рубрике барджелло. bargello вы найдете полезную информацию об этой технике, включая мастер-классы и схемы.

Что такое сутажная вышивка?

Разновидность мастерства, которая позволит создавать уникальные и прекрасные украшения – серьги и колье, броши и многое другое. На контуре, с помощью особой тесьмы – сутажа, выкладывается прекрасный узор с переплетениями и изгибами, в которые можно помещать красивые камни, бисер и другие украшения.

Мы давно собираем всю необходимую информацию на эту тему в рубрике сутажная вышивка.

Что за зверь хардангер?

Несмотря на сложное название, вышивка в стиле Хардангер доступна даже новичкам – это красивое переплетение геометрически правильных узоров – в основном квадратов, которые можно украшать по своему разумению. Для него используется специальная структурированная ткань и особые типы стежков.

Все наши находки на эту тему вы найдете в рубрике хардангер.

Уроки для начинающих и профессионалов

Если вы выбираете для себя такой интересный и многогранный вид рукоделия, как вышивка, обязательно загляните в этот раздел – здесь есть инструкции для начинающих и прекрасные идеи для профессионалов!

Смотрите нашу мини-энциклопедию в рубрике уроки вышивки и полезные советы.

Что такое черная вышивка?

Черная вышивка, она же блэкворк (или блекворк), она же blackwork — старинный вид рукоделия, который в наше время обрел новое дыхание. Свое название он получил от того, что все дизайны выполняются только одним цветом, черным, то есть это одна из разновидностей монохромной вышивки, о которой мы говорили выше.

Подснежники и мимоза. Вышивка лентами. 3. Доработка композиции

Большую подборку схем, полезных советов и мастер-классов вы найдете в одноименной рубрике черная вышивка. blackwork.

Урок 5-2. Совмещение вышивки и стежки

Ковровая вышивка

Многие рукодельницы боятся изготовления и вышивания ковров, считая процесс сложным, требующим специальных навыков и знаний. Все это справедливо для метода изготовления ковров методом узелкового плетения, а к вышивке ковров не имеет никакого отношения. Ковровая вышивка напоминает по своей технике исполнения классическое вышивание крестом. Подробнее об этой интересной технике мы рассказываем в рубрике ковровая техника вышивки.

Что такое вышивка виши или вышивка по клетке?

Иногда случается так, кто сам рисунок ткани задает стиль вышивки, как это случилось с техникой «виши», родившейся в Швейцарии. У этого популярного направления есть и другие названия: «цыплячьи лапки», техника заснеживания и испанская вышивка — «bordado español», но суть от этого не меняется. В процессе работы создаются оригинальные узоры на клетчатой ткани. Всю информацию мы собираем в одноименной рубрике виши. цыплячьи лапки.

Вышивка схемы

Как и в любом творчестве, в вышивке требуются четкие и заранее продуманные инструкции, по которым можно будет спроектировать шедевр. В этом разделе вы найдете массу интересных схем любой сложности и практически на любую тему: схемы для вышивки.

Для вашего удобства мы постепенно выделяем в нашей коллекции схем тематические подборки. Выбирайте по вкусу и вышивайте!

Товары для вышивки

Всю интересную информацию о инструментах, полезных приспособлениях и материалах для вышивки (пяльцы, мулине, иголки) мы собираем в одном месте, в рубрике товары для вышивки и с удовольствием делимся ей со всеми любителями вышивки.