Мастер-класс Технология создания православной иконы

Технология создания православной иконы

Создание иконы — длительный, кропотливый, многоэтапный процесс.

В чем секрет византийской мозаики?

На примере Венчальных икон размером 18х24 мы проиллюстрируем и расскажем о том как создаются иконы в нашей мастерской.

1-ый этап: Изготовление иконной доски.

Мастер-класс по рисовке логотипов

Для написания икон наши иконописцы используют доски, изготовленные в столярной мастерской. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски — липа. С обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. Иконные доски бывают без ковчега и с ковчегом. На лицевой стороне доски с ковчегом вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон составляет 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.

2-ой этап: Нанесение специального грунта (левкаса) на иконную доску.

Левкас, в состав которого входят мел и клей, накладывается на марлевую ткань — паволоку, предварительно наклеенную на иконную доску. Мастер, работающий с левкасом знает и соблюдает технологию этого процесса. У каждого левкасчика есть свои секреты приготовления левкаса, индивидуальные пропорции составляющих его частей. Покрытую левкасом доску просушивают и тщательно вышкуривают . Наша иконописная мастерская сотрудничает с высококвалифицированными мастерами-левкасчиками, так как от качества левкаса зависит качество золочения, гравировки, а также нанесения красочного слоя при написании иконы.

3-ий этап: Отрисовка образа на иконной доске.

Особенности росписи православного храма

На гладкую поверхность залевкашенной доски иконописец наносит рисунок образа с образца, утвержденного заказчиком. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы — нимб, фон, поля иконы. Мы выполняем золочение на полимент листовым сусальным золотом 960 пробы. Золочение иконы требует навыков и умения.

Если вы заказываете икону с гравировкой, то пред позолотой иконы мастер-гравер выполняет гравировку по левкасу. Только после этого можно золотить икону.

4-ый этап: Написание иконы.

Когда необходимые участки иконы позолочены, можно приступать к работе красками. При написании иконы мы используем высококачественные долговечные темперные краски, для разведения которых применяется яичная эмульсия (желток с добавлением воды и уксуса, или вина). Мы используем технику, в которой работали мастера 14-16 вв . Сначала основными цветами покрываются элементы одежды, лика, рук, пейзажа и архитектуры, то есть выполняется роскрышь иконы. Роскрышь — это основа для моделирования формы.

По роскрыши иконописец делает прорись или опись — нанесение всех контуров рисунка складок одежды, лика. Цвет прориси бывает чаще всего таким же, как основной тон роскрыши , но немного темнее, редко другой. Линии должны быть живыми, сочными, а не сухими и однообразными.

После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому.

Иконописец Игорь Дрождин

Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. В иконописи существует много приемов наложения высветлений для моделирования формы. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от мастерства иконописца. У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. Наши иконописцы достигают высветления при помощи многослойных лессировок — очень тонких красочных слоев, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество таких слоев может достигать 50.

УКРАШЕНИЕ ИКОНЫ

В конце работы над образом необходимо сделать притенения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема. Также выполнить оживки — светлые штрихи, которые придают еще больший эффект свечения.

Презентация онлайн курса — твореное золото приготовление и применение. Мастер-класс по иконописи.

5-ый этап: Нанесение ассиста .

Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях, который затем наносится листовое сусальное золото. После этого на иконе необходимо выполнить надписи.

7-й этап: Создание защитного слоя.

Мастер-класс. Как сделать иконную доску и левкас. Все приемы приготовления левкаса в подробностях.

Завершающий этап в работе над иконой — это покрытие иконы защитным слоем — олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом. Благодаря олифе все краски на иконе начинают звучать в полную силу. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.

Венчальная пара готова.

Для лучшей сохранности иконы можно поместить еще в киот. Он защитит икону от пыли и от воздействия других внешних факторов.

По желанию мы освящаем икону в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чтобы освятить икону, мы относим ее в храм. В соборе Лавры священник читает специальные молитвы на освящение иконы и кропит ее святой водой.

Новосибирские мастера поддерживают древние традиции мозаичной иконописи

О технологии древнерусской иконописи

Предыстория

Ко мне по рекомендации обратился один из служителей храма, где не так давно произошло возгорание части пола из-за неисправной электропроводки. Воспламенение произошло вблизи малого алтаря, подле которого стоит большой деревянный крест с распятием. В результате живопись была повреждена: местами вздулась, местами облупилась, но закоптилась вся.

Моя работа, предположительно, заключалась в восстановлении живописи. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что восстанавливать там нечего; распятие необходимо было полностью переписать.

САМОУЧИТЕЛЬ ИКОНОПИСИ написание глаз на иконе

Для начала пришлось полностью, до чистой доски, содрать краску вместе с грунтом. Старая краска оказалась масляной, вместо грунта была простая пропитка доски олифой. Хорошо, что дерево оказалось цельным, только руки приклеены и посажены на саморезы отдельно, а сама древесина — массив березы. То, что это береза, вовсе не плохо. Плохо то, что технология иконописи не была соблюдена.

Поврежденную краску соскабливали вручную широкой стамеской. Никаких электромеханических инструментов не применялось. До чистой доски после обдира краски добрались с помощью крупной наждачной бумаги. Процесс подготовки занял 3 дня.

На фотографиях хорошо видно, в каком состоянии находилась живопись.

Далее процесс шел согласно древней технологии, правда, не полностью, из-за доски.

Технология древнерусской иконописи

Как готовить доску под икону

Древесина в своем составе содержит более половины влаги. Теряя влагу при высыхании, древесина коробится и трескается. Во избежание коробления доски для иконописи изготовляют не из цельного массива дерева, а из заготовок, получаемых склеиванием отдельных узких досок. Доски (рейки, бруски) склеивают так, чтобы направление волокон одной не совпадало с направлением волокон другой. Такая технология обеспечивает уравновешивание коробления отдельных брусков, предотвращает выгибание наборной доски дугой.

Бруски обыкновенно берутся липовые. После склейки брусков с одной стороны поверхности заготовки делаются пропилы типа «ласточкиного хвоста», в который забиваются дубовые вставки, обеспечивающие дополнительную прочность и защиту от коробления.

Доска предварительно, если это необходимо, выравнивается и шпаклюется. На лицевой стороне, где будет поволока, древесину необходимо «продрать» самой крупной наждачной бумагой вдоль волокон древесины, чтобы поднять ворс. Это необходимо для того, чтобы поволока как можно лучше сцепилась с волокнами древесины, приклеилась к доске. В идеале, чем более «драной» будет поверхность, тем лучше.

Поволока

Готовим желатин, выполняя инструкцию, напечатанную на пачке. Растворенным в горячей воде желатином покрываем (обмазываем) всю поверхность. Пока желатин еще не окончательно просох на лицевой стороне доски, им же, еще горячим, приклеивается поволока. При этом поволока не загибается на торцы, иначе доску может повести.

Поволоку удобно накладывать большой жесткой кистью, тщательно втирая желатин в марлю.

Иконопись. Секреты написания иконы. (Icon painting)

Я клеила поволоку «крутым» желатиновым раствором: 1 большая пачка на 2/3 стакана воды.

В качестве поволоки обычно используется марля, но прекрасно подойдут тонкий ситец или тонкий лен. Ткань обязательно белого цвета без фабричной покраски и рисунка.

Если по каким-то причинам отсутствует марля, то ситец или лен совершенно необходимо выстирать с хозяйственным мылом без замачивания. Ткань стирается один раз и прополаскивается. Стирка необходима для того, чтобы смыть все следы фабричной обработки. Далее ткань высушивают, но не до состояния «сухаря», а до степени «слегка влажной». В таком виде ткань проглаживают теплым утюгом, чтобы загладить помятости, и сразу же накладывают на доску.

Икона своими руками. Мастер-класс в день Торжества Православия

По высыхании поволоки лишняя ткань срезается по краю ножом или бритвой.

Левкасный грунт

Левкасный грунт приготовляется в расчете на пачку желатина 100 гр. Также понадобится мел сухой молотый (продается в строительных магазинах) и вода.

Желатин высыпаем в банку и заливаем холодной водой (полстакана воды на пачку желатина). Оставляем на пару часов для набухания желатина. Все разогреть на водяной бане, то есть полностью растворить желатин, помешивая.

Мастер-класс «колорит в иконе»

Дать остыть. В смесь добавить 5-6 столовых ложек мела. Количество мела определяется по консистенции — должна быть типа жидкой сметаны. Хорошо размешать, процедить через старые капроновые колготки. Можно через марлю, но не желательно, потому что у нее ячейки крупнее.

В процессе грунтования смесь необходимо либо все время подогревать, либо держать на бане, чтоб не застыла. Если застынет, то в принципе можно растопить, но лучше использовать за раз. Потому что вновь растопленный грунт теряет свои первоначальные свойства: меловая взвесь оседает на дно комками и левкас оказывается испорченным.

Грунт лучше накладывать рукой или резиновым шпателем, но не кистью. Первый слой левкасного грунта предельно тщательно втирается в поволоку, чтобы предотвратить образование мельчайших пузырьков воздуха и дырочек. Следующим этапом наносится от 12 до 25 слоев грунта, а если доска готовится под резьбу по левкасу, то наносится до 40 слоев грунта.

Каждый слой грунта необходимо тщательно просушивать при естественных условиях. Не приветствуется форсирование процесса просушки нагреванием доски или подстановкой ее на батарею, потому что грунт, вероятнее всего, даст трещины (если не сразу, то по прошествии времени).

Уникальная технология. Во Львове мастера создают карманные иконы-обереги

После полного высыхания последнего слоя, грунт хорошо зачищают наждачной бумагой. Сначала грубой, а затем мелкой, вплоть до идеально гладкой поверхности.

На фотографиях: вверху слева — вклейка поволоки, вверху справа — поволока нанесена и обрезана по контуру, внизу слева — нанесение левкасного грунта, снизу справа — полностью загрунтованная форма.

Образ

С образом были проблемы. Дело в том, что доска не выдержана в канонических пропорциях. В нее практически не реально было вписать подлинный канонический образ распятия Иисуса Христа. При дальнейшем детальном изучении вопроса оказалось, что композиция распятия неправильна, то есть руки должны быть в идеале почти параллельны земле, а у нас они сильно задраны вверх. Таких икон в природе вообще не существует, а те, что есть — новодел. По-видимому, художник придумал собственный образ.

Кроме того, фигура Христа писана по неизвестной мне технологии: я такого не только никогда не видела, но и в специализированной литературе об этом не сказано. Технология стала понятна при сдирании старой краски. Везде, где должны были находиться светлые участки тела, был положен слой золотой краски, поверх золота наложен слой краски голубого цвета, поверх голубого наложен цвет телесный, и после всего этого следует густой слой белил. Весьма странная технология и при этом не заметно ни нижнего слоя золота, ни голубого.

В поисках образа пришлось перерыть весь интернет в поисках более или менее подходящей по композиции фигуры. Затем форма доски была сфотографирована, а затем на компьютере в графической программе руки из горизонтального положения были переделаны в положение нужное. Полученную картинку я носила распечатывать в полный размер в одну из рекламных контор.

На фотографии классические образы распятья. Я использовала правый, потому что руки проще всего было подстроить под нашу неправильную форму.

Картинка затем переводилась на грунт при помощи иглы. Контур, естественно, с формой доски не сошелся. Это вполне ожидаемо, поэтому рисунок после перенесения на грунт дорабатывался карандашом.

Рождение иконы

Как приготовить яичную эмульсию

При приготовлении яичной эмульсии нужно помнить, что краска, затертая на эмульсии, приготовленной из деревенского яйца, окажется темнее, а из инкубаторского яйца — светлее. Все дело в тоне желтка: чем светлее тон, тем светлее краска.

От яйца берется лишь его желток. Отделяется он таким образом. С тупого конца яйца снимается часть скорлупы и делается отверстие, достаточное для того, чтобы желток нормально вытек. Содержимое яйца выливается в ладонь. Вторую ладонь смачивают водой и перекатывают в нее содержимое яйца. Теперь омывают первую ладонь струей воды от остатков яичной субстанции, и снова перекатывают в нее оставшееся содержимое. Процесс повторяют столько раз, сколько нужно для полного отделения желтка от белка.

Скорлупу не выбрасывают. Ее необходимо тщательно промыть изнутри от остатков содержимого, а затем «обмытый» желток, вскрыв его оболочку, влить обратно в скорлупу. Остаток пустого объема в скорлупе заливается консервантом. Соотношение объема внутреннего пространства скорлупы и объема жидкого желтка является своеобразной мерой. В соответствии с этой мерой определяется количество консерванта.

Сумская Икона Процесс Создания Иконы Пророка Иоанна Предтечи Мастер Класс Поэтапное Создания Иконы

Консервантом может служить 3-х процентный уксус, белое сухое вино, светлое пиво.

Консервант вливается в скорлупу и хорошо размешивается. Взбалтывать нельзя. Полученная эмульсия выливается в банку и закрывается крышкой. Хранится готовая эмульсия в холодильнике до употребления. Срок жизни яичной эмульсии — не более недели.

Перед употреблением хорошо размешать.

Как создается икона, техника иконописи | Иконописная школа TEOFOS

Как растирать сухой пигмент

Краску (сухой пигмент) просеивают через тонкий шифон, чтобы избавиться от крупных фракций и комков. Просеянный порошок аккуратно ссыпают в стеклянную или керамическую плошку с полусферическим, или округлым, дном. В плошку вливают приготовленную заранее эмульсию и тщательно растирают.

Православные иконы от Владимира Костюка | Мастер дела

Растирать пигмент в эмульсии лучше всего пальцем, потому что так хорошо чувствуются скомкавшийся от намокания порошок пигмента.

Процесс растирания краски на эмульсии в среднем длится 40 — 60 минут.

Послесловие

Процесс живописи, то есть описание технологии самой древнерусской живописи я пока опускаю. Расскажу об этом в другой раз, а сейчас покажу только то, что получилось.

Писано для храма во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского (Брянск, Бежичи). Храм в процессе реставрации.

Кто может писать иконы

Православная писаная живописная мерная икона в каноне Заказать Купить

пишем мерные,именные,венчальные,семейные иконы,иконы Богородицы, Спасителя.

Технология изготовления икон

Техника иконописания сложна и своеобразна.
Каждая икона состоит из четырех основных частей — слоев.
Первый слой — щит из деревянной доски + павалока — является ее основой. Второй слой — грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой — живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Сообразно с этим работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление ее олифой.

Мастер класс по написанию иконы «Спасителя». Иконопись. Как написать икону. Урок иконописи.

Основой у меня является липовые доски. Наложение грунта можно разделить на три этапа: проклейка,побелка и левкас. Перед проклейкой доски необходимо ножом нанести неглубокую сеточку(для того чтобы левкас лучше ложился на доску). Клей я делаю на основе желатина. Желатин заливается водой в соотношении 1 к 12, и оставляется на 40 мин. набухать. После того как желатин набух, банку с будущим клеем ставлю на водяную баню, помешиваю, слежу чтобы клей не закипел. Клей готов, когда пальчиком дотронуться до жидкости больно. Часть клея я оставляю для проклейки доски, а две оставшиеся использую для побелки и левкаса. Для создания побелки в банку с клеем добавляем мел в соотношении 1 к 1. Хорошо мешаем, чтобы не было комочков. Затем процеживаем через марлю, и побелка готова. Левкас делается аналогично, только соотношение 1 к 2 (мела две части). Левкас и побелка хранятся в холодильнике, банки должны быть закрыты влажными тряпочками.

На доску наносим горячий клей кистью(клей подогреваем на водяной бане). Слоев клея примерно 3-4. Каждый слой должен хорошо просохнуть(около 4 часов). Доска проклеена, когда на свет блестит.Затем наклеиваем паволоку. После этого наносим побелку на доску. Побелку подогреваем на водяной бане, и наносим на доску(2-3 слоя). Каждый слой должен хорошо просохнуть. Когда наносим побелку, пальчиком руки ее растираем по доске. Затем переходим к левкасу. Шпателем наносим холодный(застывший) левкас. Двенадцать тонких слоев(можно чуть больше). Чтобы слой был тонкий наносим шпателем, а потом часть снимаем. Каждый слой должен хорошо просохнуть (около 4 часов).

Икона (образ) — этапы создания с объяснением смысла и значения.

После того как икона залевкашена ее необходимо затереть. Для этого нужна наждачка разной жесткости. Сначала затираем грубой,выравниваем поверхность, постепенно переходим к нулевке. Доска после затирания должна быть гладкой.

Когда поверхность левкаса готова, наносим рисунок кистью, и начинаем писать икону. Пигменты растираем курантом(добавляем воду при растирании). Когда краска высохнет шпателем собираем краску в баночку. Когда пишем в краску добавляем эмульсию(желток, 2 столовых ложки воды, 1 ст. ложка уксуса).

Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла — олифой, что изолирует живопись от влаги и других вредных воздействий воздуха. В основном этот довольно ответственный процесс сводится к следующему. В начале я распыляю воду в помещение, в котом буду олифить(я это делаю в ванной), чтобы уменьшить в воздухе пыль. Затем приношу икону(для иконы делаю коробочку). Протираю икону рукой, чтобы поверхность была чистая. Беру кисточкой олифу(кисть пони 6), и наношу тонким слоем олифу. После этого кладу икону в коробочку,и накрываю пленкой или фольгой(поверхностью на которой нет пылинок). Между красочным слоем(покрытым олифой) и пленкой(фольгой) должно быть достаточность расстояния, чтобы олифа сохла, накрываю фольгой,чтобы не попадала пыль на икону . После нанесения олифы икону проверяем, приходимся рукой,растираем олифу,чтобы олифа застыла равномерно. После того как олифа встанет трогать ее нельзя, можно испортить поверхность. После первого тонкого слоя можно нанести таким же образом второй слой, пока поверхность не насытиться олифой.

Затем тыльные стороны доски и торец покрывается морилкой. Это делается для того,чтобы защитить древесину.