Мастер-класс Техника лощения керамических изделий

Техника лощения керамических изделий

Многие покупатели и начинающие гончары меня спрашивают что такое лощеная керамика, почему мои сосуды имеют такой блеск, как лощат керамические изделия?

Фотографии дают мало информациио процессе лощения.Поэтому я записала этот процесс на видео.

Процесс лощение керамики заключаестся в том , что поверхность керамического изделия натирается до зеркального блеска каким-либо гладким предметом. В старину использовались палочки, камушки или другие гладкие предметы. Сейчас гончары применяют более удобные металлические палочки различной формы — лощилки.

Мне нравится использовать инструменты, которые используются во флористике. Но можно использовать все, что будет удобно, например, обычную ложку.

Зачем наш предки лощили керамические изделия? При лощении верхний слой глины становится плотным. Лощеный сосуд становится влагонепроницаемым. Лощеная глина не пропускает воду — это и было основной целью лощения.

Лощить можно и гончарную, и лепную керамику.

При лощении не применяются глазури. Поэтому сосуды получаются экологически чистыми. Это тот эффект, ради которого стоит лощить в настоящее время.

Смотрите видео. Кроме самой техники лощения я рассказала и интересную историю, и немного о глазури — почему я лично не люблю глазурь.

Обварная керамика

Лощение и томление керамики

Существует краснолощёная и чернолощёная керамика.

Сначала подробней о лощении. Древний прием декорирования, называемый лощением — это техника полировки глины до красивого блеска без использования глазури.

Древние гончары использовали эти приемы при изготовления изделий. Эта техника популярна и сейчас. Она заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки полируют почти до зеркального блеска, используя кому что сподручней — камень-голыш, полировальную косточку, стальную ложку, стеклянный пузырек, кусок пластиковой крышки и т. п.

Мастер-класс по изготовлению керамического изделия

С помощью гладких полирующих предметов на глиняную поверхность наносят также простейшие узоры, чаще всего в виде волнистых и пересекающихся прямых линий.

Техника лепки глиняных фигур из жгутов

Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамическою изделия.

В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурирование, являясь более простым и доступным. Если современные гончары используют лощение для усиления декоративного эффекта, то для некоторых культур это осталось визитной карточкой.

Например, керамика Коста-Рики, Перу.

Лощеное изделие, естественного цвета красной гончарной глины называют краснолощеным.

Бутылка со змеей, Перу, культура Моше, 2-5 век, The Metropolitan Museum of Art

Как Это Сделано — Керамика

Перед лощением изделие подсушивают до кожетвердого состояния, когда глина уже теряет пластичность, но еще не затвердевает окончательно.

Мастер-класс Глазурирование керамики. Мастерская керамики KERAMISU. Часть 2

Определяют кожетвёрдое состояние глины опытным путем, пробуя время от времени проводить гладким предметом полосы где-нибудь в незаметном месте, скажем, на донышке вазы или кувшина.

Как только лощило начнет оставлять на глине блестящие полосы, можно приступить к лощению.

Выполнять лощение нужно очень быстро, пока глина не пересохла. Если изделие, например изразец, имеет рельеф, то вылощить нужно только выступающие части, которые будут эффектно контрастировать с приглушенным матовым фоном.

Но лощение, особенно сплошное, выполняется не только с декоративной целью. При лощении верхний слой глины уплотняется, становится прочным и менее влагопроницаемым.

Для усиления блеска можно нанести тонкий слой растительного масла. Процедуру повторяют несколько раз — наносят-полируют, наносят — полируют. Так работают американские керамисты.

Молочение. Молочный обжиг.

Еще более высокую прочность и своеобразную красоту лощеная посуда приобретает после так называемого томления или чернения.

Томление связано с тепловой обработкой изделия.

В конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой навоз и траву, от которых возникал густой черный дым.

�� Гнутые и резные формы Чем вдохновиться гончару-керамисту? Волшебство керамики

После томления посуда выходила из горна глубокого черного цвета, только лощеные узоры на бархатистом фоне отливали металлическим блеском с синевой, как у вороненой стали. За эти синеватые переливы в народе чернолощеную посуду прозвали «синюшками».

Небольшие керамические изделия с лощением, например всевозможные коробочки, бусы, броши, шахматные фигурки, можно с успехом томить в любой печке.

Глиняные изделия поместите в консервную банку, переложив их старыми тряпками. Закройте крышку и замажьте щели глиной, оставив лишь крошечное отверстие для выхода газов.

СОЗДАНИЕ ЧАЙНОЙ КЕРАМИКИ ДОМА

Nesta Nala South African Zulu potters.

Photo: Collection Axis Gallery/Gary van Wyk & Lisa Brittan, photo Gary van Wyk

Банку установите в топке печи так, чтобы ее не задевали дрова. После того как печь будет вытоплена и жар несколько спадет, банку можно вынуть из печи и открыть. Извлеченные из нее глиняные изделия обычно имеют глубокий черный цвет, а блестящие поверхности отливают синевой.

Этот древний тип гончарства был распространен в разных районах Украины, России ( в старину славились ярославские гончары), Прибалтики, Африки — зулу, Америки — керамика Пуэбло и сохранился до наших дней.

Ценным вложением в технику и технологию изготовления керамики на территории Украины сделали представители зарубинецкой (II в. до н.э. — II в. н.э.) и черняховской (ІІ-ІV ст. н.е.) культур.

Гончары этих культур впервые в истории украинской керамики соединили две техники декорирования изделий – лощение и дымление. Так же в Украине особо известна гаварецкая керамика. Куты и Старые Куты славились в первой половине ХІХ века своей чернолощеной керамикой и считались одним из старейших центров гуцульской керамики.

В документах Великого княжества Литовского печные горшки, обработанные данным способом, упоминаются под названием «dymezi».

Лощение керамики на гончарном круге

Задымливание производилось при окончании обжига. В топку подбрасывали дрова — «смолякi» и ждали, чтобы от них пошел дым, после чего сооружение герметизировали. Затем горн засыпали землей, устье закрывали заслонкой и замазывали глиной. Через сутки посуду доставали. Она имела черный с синеватым отливом цвет, ее называли «сiняй», реже «чорнай».

Oinochoe in bucchero, Национальный археологический музей Флоренции (wiki)

Древние этрусски, населявшие Апеннинский полуостров, усовершенствовали технику дымления. Их тонкостенные элегантные сосуды, часто с высеченным узором вошли в историю, как Буккеро.

Bucchero sottile формой и блеском имитировали металлическую посуду.

На данный момент чернолощеную посуду изготавливают в Львове, Хмельницком, в отдельных гончарных мастерских.

Хочу так же обратить внимание. Чернолощеная керамика и дымленная керамика это не одно и тоже.

Чернолощеная прошла лощение и чернение — имеет красивый блеск с металлическим отливом.

Черненная керамика (дымленная) прошла просто чернение в печи. Дешевый способ декора, скрывания всех дефектов керамики.

Лощение изделия из глины

Можно ли черненую керамику назвать буккеро? Конечно, нет. В современной аррхеологии термин «буккеро» используется только для обозначения типичной этрусской керамики.

Схема изготовления керамики

Сухая глина, замешанная с определенным количеством воды, образует глиняное тесто, по свойствам отличающееся от сухой глины, так как оно становится в той или иной мере пластичным.

Если глиняное тесто, из-за природных качеств глины, получается слишком пластичным (жирным), его нужно сделать более «тощим», введя в него, например, песок или другие каменистые неглинистые материалы.

Такая искусственная масса лучше поддается сушке и обжигу, благодаря чему она меньше сокращается в объеме. Поэтому значительно уменьшается опасность образования трещин на изделии, а кроме того, облегчается соблюдение заданных размеров при его изготовлении.

Керамическое тесто, в которое введено несколько глин или несколько тощих материалов, например полевой шпат и мел (последние — для понижения температуры спекания и оплавления), можно назвать сложной керамической массой.

�� Глазурные Лайфхаки Mayco Александр Гущин Волшебство Керамики

Такие массы могут быть приготовлены не только в пластичном, но и в жидком состоянии (шликер), а кроме того, — в полусухом и сухом. Это обусловлено принятым методом формования изделий, а само состояние — количеством воды в массе.

Под нормальным тестом (массой) подразумевается набухшее тесто такой консистенции, при которой оно не прилипает к рукам, легко, не загрязняя рук, уминается и формуется. Это состояние устанавливается особой пробой.

Приготовление массы, формование и высушивание.

Масса любого вида должна быть доведена ручным или машинным способом до однородного состояния и содержать достаточно влаги, позволяющей ей легко формоваться. Важно, чтобы при обработке масса была освобождена от пузырьков воздуха, которые могут разорвать черепок на мелкие куски при обжиге.

Изделия из приготовленной массы формуют различными способами: ручным формованием (лепкой), точением на гончарном круге, прессованием, литьем и иными способами, пользуясь только руками или деревянными, гипсовыми, стальными и другими формами, а также машинами.

Системный подход к окрашиванию керамических глазурей

Приготовленное сырое изделие («сырец») даже в обычных атмосферных условиях высыхает и отвердевает. Для ускорения сушки полуфабрикат помещают в теплое сухое место или в специально подогреваемое помещение — сушило.

В течение сравнительно короткого периода, зависящего от свойств глины (массы), условий сушки и ее продолжительности, форма изделия может быть подправлена инструментом, а также доработана с целью нанесения, например, рельефного декора. Но за гранью так называемого кожетвердого состояния изделие теряет свои рабочие качества и только при весьма большом опыте может быть подправлено или изменено в конфигурации.

Если изделие («сырец») хранится в нормальных атмосферных условиях, сравнительно легкая обработка его, например с помощью резца, возможна приблизительно в течение суток.

Первый обжиг (утельный).

Даже хорошо высушенные изделия способны размокать в водных суспензиях глазурей или красок, а поэтому путем предварительного обжига им придают прочность, подобную камню, и неразмокаемость в воде. Чаще всего их обжигают не при полной необходимой для созревания черепка температуре, а несколько меньшей, как говорят, «на утель». Однако, если изделие толстостенное, то не исключена возможность глазурования его прямо по сырой поверхности.

Глазури: как навести глазурь и как ее использовать

После первого обжига черепок имеет в основном еще пористую структуру. Керамисты работают над изысканием эффективных водоустойчивых добавок, которые позволили бы исключить утельный обжиг.

Глазурование и декорирование.

После того, как изделие остынет, его глазуруют, обжигают и декорируют или же сразу декорируют, а затем глазуруют прозрачной глазурью, т. е. наносят тонкий слой водной суспензии глазури, и обжигают. Изделие, подвергнутое второму обжигу, становится водонепроницаемым и гигиеничным в употреблении.

Не все виды керамики глазуруют.

Второй обжиг (политой, глазурный).

Целью этого обжига является «приплавление»нанесенной глазури к черепку. В соответствии со специальным режимом повышают температуру печи до предельно необходимой. Конечная температура этого обжига обычно зависит от той температуры, при которой «созревает» глинистая масса, а также от температуры плавкости глазури.

Глиняные изделия типа гончарных обжигают при температуре 800 — 1000°С, изделия с каменным черепком, например плитки для полов, при 1200 — 1300°С; для так называемого твердого фарфора требуется температура 1350 — 1400°С.

Лощение керамики. Старинные технология гончарства

Третий обжиг (муфельный).

Этому обжигу подвергают не каждый вид керамики: весьма часто он используется применительно к белому тонкому товару («белью»), например фарфору. В таком случае его расписывают в основном надглазурными керамическими красками, флюсующимися и приплавляющимися при 800 — 900°С и даже ниже.

�� Как получается блестящая керамика? Вощение и полировка в гончарной школе Волшебство керамики

При выполнении уникальных художественных изделий иногда возникает необходимость и в четвертом и пятом обжигах, что зависит от технологических свойств используемой палитры красок.

* В керамике черепком называют целое тело изделия, а также кусок.

Техники декорирования керамики: способы тиснения