Мастер-класс Сундучок городецкой росписью.

Мастер-класс для родителей «Городецкая роспись»

Анастасия Соловьева
Мастер-класс для родителей «Городецкая роспись»

ГБДОУ детский сад №35 Кировского района Санкт-Петербурга

Старшая группа №6

Воспитатель Соловьева А. П.

Мастер-класс для родителей «Городецкая роспись»

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности родителей по направлению декоративно-прикладное искусство, создание благоприятны условий для дальнейшего сотрудничества родителей и педагогов, пополнение развивающей среды группы.

1. Познакомить участников мастер-класса с Городецкой росписью.

2. Обучить участников мастер-класса элементам городецкой росписи.

3. Расписать коромысла для театрализованной деятельности детей.

Городецкая роспись. Мастер-класс Петух. Как рисовать петушка?

— коромысла по количеству участников;

— краски гуашь, клей пва, кисти, салфетки, стаканчики с водой, палитры;

— доска для демонстрации техники рисования;

— дидактический наглядный материал по городецкой росписи.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас в нашей группе. Тема мастер-класса «Городецкая роспись», цель нашей встречи оформление коромысел для театрализованной деятельности наших с Вами детей в стиле «Городецкой росписи». Не сомневаюсь, что вместе мы справимся с этой не легкой на первый взгляд задачей. Итак, начнем.

Городецкая роспись. Мастер-класс каплевидные Листики.

Название «Городецкая Роспись» пошло от названия древнего русского города Городец, что стоит в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, цветочные узоры) выполняется свободным мазком с черной и белой графической обводкой. Для изделий используется древесина из окружающих город лесов. Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются фоном всей росписи в целом; красный, синий, зеленый и «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей.

Техника выполнения Городецкой росписи:

Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА, именно этим материалом мы с Вами и будет пользоваться.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Городецкий петух || Городецкая роспись

Порядок выполнения росписи (с показом на доске):

Рисование коня по мотивам Городецкой росписи. Мастер-класс

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется, наши заготовки, как Вы видите загрунтованы.

Б) Тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора (можно ставить точки краской). Главное — наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен — например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали — нераспустившиеся бутоны — связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки — дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы — основа цветка.

Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся росписьсостоит из элементов: круги — подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Д) Заключительный этап росписи — нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

Е) После высыхания краски, изделие мы покроем бесцветным лаком.

Мотивы Городецкой росписи (с показом демонстрационного материала):

-Цветочная роспись

-Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица». — Сюжетная роспись.

Рисование птицы в стиле городецкой росписи

Мы с Вами начнем с цветочной росписи.

Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» — изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

«Гирлянда»— это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках).

«Цветочная полоса» — разделяла верхний и нижний ярусы больших композиций.

«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Уважаемые родители, Вы можете выбрать для себя тот образец, который Вам по душе и начинаем работу. Я уверена, у Вас всё получится! Желаю раскрыться Вашим талантам!

Вот так, с удовольствием и пользой проходил наш мастер-класс:

А, как мы использовали наши коромысла, расскажу в следующий раз.

Мини-музей «Дивная роспись» Краткое содержание проектаНаше ГОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Работа с родителями. Мастер-класс «Вместе весело создавать!» Работа с родителями. Мастер – класс. Вместе весело создавать! Участники: Родители, дети, воспитатель. Цель: Взаимодействие детей, родителей.

Картина панно рисунок Мастер-класс Роспись Мастер класс Городецкая роспись Петушки Дерево

Вот это результат моего МК
Городецкая роспись
Петушки городецкие

Фанерка.Сначала немного затонирована.Как? Смочила водой деревянную поверхность,а потом-по влажной поверхности с помощью губки нанесла очень сильно разведенный коричневый акрил.(так на бумаге можно имитировать дерево).Вскоре,по еще влажной поверхности,нанесла акрил-перламутр.(он после высыхания становится прозрачным,на очень светлых поверхностях слегка ,едва заметно желтит с перламутров отливом).Собственно,можно было и не делать с перламутром ничего,но он у меня выступил в качестве грунта.В другом случае,я с удовольствием воспользовалась бы акриловым лаком.
Я же торопыжка.Мне же не терпится.И вот,пока поверхность просыхала,я уже взялась за выполнение рамки.Широкой (мм 7,наверное,)плоской синтетической кистью прошлась по периметру моей дощечки красным акрилом.Акрил сохнет быстро,поэтому сразу же-уже темперными белилами сделала «орнамент-кружевцо».
ну а дальше,уже подсохло. и.

задумала я композицию с петушками.
Сначала наметила центр композиции,чтобы не «уехала» картинка набекрень и в бок. И нарисовала замалевки петушков.Причем сразу и хвостики обозначила.Таким образом-я определилась с границами центра моей композиции.
Тревога. Почему же у петушков не оставлены места для крылышек? И где лапки?
Я немного))))))знаю свойства красок,с которыми работаю.И мне известно,что темпера Окись Хрома ложится спокойно на черный подмалевок,поэтому я совершенно спокойно написала замалевки без наметки будущего крылышка.Что касается ножек птиц-я их пишу,как правило в самый последний момент-когда уже написаны цветы и листики.Почему? Тогда я точно вижу место,где эти ножки можно расположить.Если же я не оставила места для лапок,то тогда пишу их аккуратно прямо по поверхности цветка или листочка,на котором эта птичка сидит или стоит.

А дальше-самые обыкновенные этапы росписи,которые известны всем-нанесение подмалевков цветов,а ,чуть позже,и листьев.
Красный, светло-зеленый,оранжевый-акрил.Остальные цвета-темпера.
Решила сделать под птицами просто небольшую цветочную полосу.Уравновесила еще меньшей цветочной полоской-поверху.И небольшие букеты разместила по краям композиции.(для этого немного наметила местоположение букетика с помощью карандаша-под замалевком будущего оранжевого колокольчика слева-просвечивает карандашная линия)
А что это за странные палочки-не палочки,торчащие из роз?
А это-таким образом я показала для вас,дорогие мастера-местоположение будущей вершинки пУпочки.Зачем? Чтобы нарисовать красиво за границей подмалевка-круга лепестки роз.Итак,напротив намеченной пупочки находится самый большой центральный лепесток.Затем справа и слева пишутся следующие лепестки,чуть меньшие по размеру,чем центральный,затем-следующая пара. и еще. и еще,сколько потребуется,все время с уменьшением размера.

Розан. Городецкая роспись мастер класс росписи по дереву — Как рисовать цветок розан?

далее-листочки.Цвет-ОКИСЬ ХРОМА плюс КАПУТ -МОРТУУМ.И просто КАПУТ-МОРТУУМОВЫЕ листочки.И прошлась с помощью колонковой кисточки черным цветом по этим листочкам-создала тенежку листьев,а также-немного витушечек,травинок изобразила

Ну и. )))))))Тенежка,а потом-белильная оживка.
Тенежка для красного,оранжевого и розового цвета-КРАПЛАК,для голубого-ГОЛУБАЯ ФЦ,для зелененького надо бы ИЗУМРУДНУЮ ЗЕЛЕНУЮ.Но что-то у меня ее не нашлось. Поэтому смешала немного желто-зеленого колера.(зеленый плюскадмий лимонный).НИКАКИХ ЧЕРНЫХ ОЖИВОК ДЛЯ ЦВЕТОЧКОВ,БУТОНОВ И ЯГОДОК-не использую.Так учили меня уважаемые мастера,И,конечно же,непререкаемый авторитет-мастерица городецкая Наталья Васильевна,а мы (коллеги) звали ее НАТАШЕНЬКА))))))
После тенежки-белильные оживочки.А потом-слегка-кадмием лимонным добавлено немного солнышка))))))
Вот и все))))))
Не совсем , конечно, всё. залакировать,повесить на стенку,любоваться,гордиться собой.
А потом-от души сделать дорогому человеку поистинне неповторимый подарок!

Маленький МК по созданию композиции «Городецкие петушки»

(На фанере формата А4 темперой и акрилом,но акрил здесь не является необходимой краской.Все спокойно делается красками темперными.Также,как и фон-грунт вовсе необязательно делаются акрилом.Обычный вариант-грунт клеем ПВА)

Авторская композиция и роспись деревянного сундука в стиле «Городец»

Художественно-историческая справка о Городецкой росписи и традиции декорирования сундуков. Основные виды цветочного орнамента. Техника безопасности при художественной росписи по дереву. Сводная таблица расчета индивидуальной себестоимости изделия.

Рубрика Культура и искусство
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 29.06.2022
Размер файла 61,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Мастер-класс «Цветы» — городецкая роспись тарелочки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Моей дипломной работой является авторская композиция и роспись сундука из дерева размером 40х28 27 в стиле Городец. Тема представленной работы — это тема семьи и семейных праздников. Поэтому городецкая роспись выбрана не случайна, для этого изделия, т.к. в этой росписи лучше всего показать сюжетные сценки счастливой семейной жизни. Городецкая роспись хороша своей нарядностью, многообразием сюжетов и цветочных композиций.

Актуальность данной работы — в использовании интерьерных и экстерьерных композиций Городца для оформления прикладного предмета сундука. Городецкий орнамент, оставаясь в своих основах традиционным, с течением времени становится еще более красочным, технически совершенным и отвечает духу современности. Роспись делает изделие более нарядным и привлекательным функциональным предметом. Кроме того, размещение на изделии красочного произведения искусств привлекает к нему внимание покупателей, позволяет развивать у них чувство прекрасного, вводит будущего пользователя данного предмета в мир Городецкой росписи. Такой сундук может стать хорошим предметом как в деревенском быту, так и в городском как предмет декора или для хранения разнообразных вещей.

В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.

Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц.

Новизна, прежде всего связана с новыми, современными технологиями и при этом с динамичными и живописными красками, которые позволяют создать нечто уникальное.

Объектом исследования является авторская композиция и роспись сундука из дерева в стиле Городец.

Размеры шкатулки: высота — 40 , ширина — 37.5.

Предметом исследования стала возможность размещения на функциональном предмете (сундуке) произведения народного искусства, подбор композиций и колористических решений, воплощение приобретенных знаний, умений, навыков в профессиональной росписи, выявление соответствия росписи изделия с ее тематикой и функциональным назначением.

Целью моей дипломной работы является освоение техники Городецкой росписи и способа копирования, поиском нового, стимулом к изменениям и приобретениям профессиональным опытом.

Городецкая роспись. Мастер-класс Ягодка.

Выбор техники обусловлен тем, что, по моему мнению, Городецкая роспись — это наиболее оптимальный вид изобразительного искусства для выбранной темы — темы семьи и семейных праздников.

Задачами дипломной работы будут следующие пункты:

1. дать описание истории городецкой росписи, в том числе и сюжетных композиций;

Городецкая роспись. Мастер-класс Листики. Замалевок.

2. изучить подробно стадии технологического процесса росписи сундука;

3. ознакомиться с охраной труда и техникой безопасности;

4. дать экономическое обоснование проектируемого изделия.

Методами исследования в данной дипломной работе является:

1. сравнительный анализ исторического развития городецкой росписи и ее использовании в оформлении бытовых предметов;

2. подбор необходимых технологий и определения оптимальной последовательности их применения;

3. определение соответствия процесса изготовления изделия основным требованиям техники безопасности и охраны труда;

4. проведение экономического расчета затрат на производство изделия.

1. Художественно-историческая справка о Городецкой росписи и традиции декорирования сундуков

1.1 История возникновения и развития Городецкой росписи

На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Места по берегам Волги были выгодные для развития торговли — рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал. Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: один вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия и ткачества труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работ хватало.

За кроткий промежуток времени художники овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинаю играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительным узором, в которых были штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет развертывается то в два — три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.

Сегодня традиционный народный промысел “Городецкая роспись” развивается в исторически сложившемся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики “Городецкая роспись” сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла.

Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие 19 века в деревнях по реке Узоле окрестностях Городца Нижегородской области. Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылом» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копыла, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

Городецкая роспись. Урок 1. Основные элементы

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

Городецкая роспись || Лошадь

В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.

Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «оживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Рисуем городецкий цветок. Городецкая роспись. Урок онлайн.

Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И.И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска (Сергиева Посада). Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия.

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А.Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки. Среди самых распространенных сюжетов росписи — гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники.

Этот вид чаще всего используется, так как он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. Наиболее распространенными элементами являются: цветы — розы, купавки с симметричными листьями; животные — конь, птица.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

— цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;

Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с Городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» — изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели. «Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.

«Цветочная полоса» — сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица». Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично описанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов (например, разделочных досок), симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».

«Ручная работа». Шкатулка с городецкой росписью (14.10.2015)

Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Городецкая роспись мастер-класс. Лопаточка: ягодки и листики в городецкой росписи

Выполняется на прялках, крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок: роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней — сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки — вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы — стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.

Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.

Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.

Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных — собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.

«Древо жизни» — традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки — традиционны для сюжетной Городецкой росписи.

Мастер-класс «Узоры городецкой росписи. Фантазийный букет».

1.2 История возникновения и традиции декорирования сундуков

Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели.

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, — непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца. В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками — «кассапанка».

Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней типы сундуков древних архаичных конструкций.

Владимир Иванович Даль в своём словаре называл сундуки и коробьи «коренной русской утварью» и замечал, что макарьевские сундучники снабжали своим товаром всю Россию, Закавказье, Хиву и Бухару, причём они до шести сундуков вставляли один в другой.

На Украине сундук (укр. скриня) считался семейной реликвией. В селянских семьях у каждой украинской девушки с 15 лет была собственная скрыня, куда складывалось приданое. Скрыня служила показателем зажиточности рода, из которого она происходила. Торжественный внос скрыни невесты в дом жениха был отдельным действием свадебного обряда на Украине.

На Западной Украине скрыни украшали геометрическим орнаментом, в Центральной и Восточной Украине и на Волыни — растительным.

1.3 Зимние праздники

Однако таким домашним и уютным праздником Новый год был не всегда, потому что история возникновения праздника Новый год тянется к древним незапамятным временам.

Люди, еще во 2 веке н.э., стали праздновать Рождество Христово. Некоторое время, в странах Востока и Римской Империи, празднование Рождества совпадало с празднованием Крещения. Такой день даже получил свое название — праздник Богоявления. Это совмещение длилось примерно до 4 века н.э., когда все страны Старого Света приняли решение перенести празднование Рождества на 25 декабря и совместить его с праздником под названием день рождения непобедимого солнца. Надо сказать, что в большинстве западноевропейских стран, по сей день, сохранилась традиция праздновать Рождество 25 декабря.

Что касается Древней Руси, то Крещение и Рождество Христово, отмечалось в разные дни. В этом случае, эти два важных христианских праздника, совпали с языческим обрядом древних славян, который носил название святки. В святочные дни, наши предки просили своих богов принести удачу и богатство в будущем году. Некоторые святочные обряды дошли и до наших дней, которые нам известны под всевозможными гаданиями, играми и песнями.

С течением времени, традиции праздновать наступление первого дня календарного года, получил название празднование Нового года, который, собственно говоря, и дошел до наших дней. Историки отмечают, что первые известные упоминания о истории возникновения праздника Новый год, появились в Западной Европе в конце 16 века, а в Восточной — в 1700 году. Правда празднование Нового года, даже запрещалось в некоторых странах, к тому же, в Шотландии, до сих пор не празднуется Рождество.

В нашей стране, обычай встречать и традиции праздника Новый год именно в ночь с 31 декабря на 1 января, ввел своим указом император Петр Первый. А до этого времени, Новый год в России отмечали 1 марта. Однако справедливости ради стоит сказать, что тогда такие праздники простыми людьми практически не отмечались, потому, как были привилегией дворян и богатых людей. Но, уже начиная с 19 века, Новый год в России, постепенно начинал становиться действительно народным праздником, что и можно включить в полную историю возникновения и традицию праздника Новый год. Что едят на Новый год? В то время подобных вопросов не возникало. В богатых и знатных домах, на новогодний стол принято было ставить чудное и даже замысловатое кушанье, придуманное придворным поваром — французом еще в 18 веке и посвященное Екатерине Второй. Это блюдо приготавливалось так: из крупных оливок вынимались косточки, а на их место вкладывались кусочки анчоусов. Этими оливками начинялись выпотрошенные жаворонки, которые вкладывались в жирную куропатку, а куропатка — в фазана. Это все следовало вложить в поросенка и запечь.

Конечно, в домах простых людей праздничный стол хотя и был довольно прост, однако, блюда к новогоднему столу на нем были полезны и добротны. К новогоднему столу, который по старому стилю отмечался с 13 на 14 января, готовилась и традиционная кутья. Кроме того, в России и Белоруссии существовало понятие коляда, которая означала свиные продукты, приготавливаемые к Рождеству или Новому году. На праздничный стол ставили пироги, кныши, сыр, блины с верещакой, кровяные колбасы. А в самом центре новогоднего стола было принято ставить большое блюдо с кусками свинины.

После революции 1917 года, советская власть категорически запретила празднование Нового года, Рождества и Крещения, считая их мещанскими и буржуазными праздниками. Однако такой запрет в СССР, продлился до середины 30-х годов, когда празднование Нового года было возобновлено, и с тех пор, эта традиция праздника Новый год прочно вошла в наши семьи.

1.4 Творческий замысел

Вдохновившись идеей декорирования сундуков я решила взять за основу своей дипломной работы изделие в виде сундука. Такая форма позволяет отобразить несколько сюжетов, посвященных традиционным зимним семейным праздникам.

Традиции зимних праздников

Для встречи Нового года принято приглашать к себе в гости близких друзей и любимых родственников. Традиционные новогодние гуляния продолжаются до утра. В Новый год под елочку подкладывают подарки всем без исключения — и детям, и взрослым.

Обязательным атрибутом Новогоднего празднования является украшенная елка. Лесную гостью украшают не только стеклянными шарами и гирляндами, но и разными «вкусняшками», завернутыми в фольгу — мандаринами, конфетами, яблоками, орехами. На дверях вешают еловые ветки или венки. Создают атмосферу праздника и зажженные повсюду свечи.

Обязательными гостями Новогоднего вечера должны быть Дед Мороз и Снегурочка. Кстати, под елку желательно поставить символические изображения этих сказочных персонажей.

Согласно традициям, на столе в Новый год должно быть представлено 12 различных блюд. Однако советский период истории внес свои коррективы и теперь невозможно представить новогодний стол без салата «Оливье», «Советского шампанского» и мандарин. В новогоднюю ночь принято устраивать театрализованные выступления с переодеванием или надеванием маскарадных масок. Чтобы не скучать, можно придумывать забавные конкурсы и игры за новогодним столом.

Новый год вступает в законные права в полночь 31 декабря под оглушительный бой курантов. В последние мгновенья уходящего года принято принимать поздравления от действующего президента. А под звон бокалов с шампанским нужно постараться загадать желание — если успели, то оно обязательно сбудется. Наступление Нового года пропустить невозможно — освещающие все вокруг фейерверки и взрывающиеся петарды известят всех о свершившемся событии.

В то время как Новый год — это пышный и шумный праздник, не предусматривающий абсолютно никаких ограничений в еде или играх, а Рождество — тихий и скромный праздник. В Сочельник, т.е. 6 января, завершается пост, и трапезу начинают не ранее восхода первой звезды. Для трапезы в Святой вечер нужно приготовить 12 блюд, обязательно постных, и, конечно же, кутью. Кутью варили всегда из пшеницы, риса, ячменя или гороха и приправляли сладким узваром с медом, сухофруктами, маком и др.

А вот на Рождество (7 января) уже готовили праздничный ужин и всей семьей садились за стол. Согласно традициям, на столе символически укладывают охапку сена как напоминание о том, что Иисус родился в хлеву для скотины. Для трапезы готовят уже мясные и рыбные блюда, но центральным блюдом вечера должна стать кутья. Традиционно празднование начинают с кутьи, ведь по народному поверью тот, кто съел в Рождество хотя бы одну ложку кутьи, будет здоров и успешен в наступившем году.

Современным людям очень трудно соблюдать вековые традиции по организации того иного праздника. Постоянная занятость, стрессы и спешка не позволяют выделить достаточно времени на приготовление нужных 12 блюд или той же кутьи. Однако праздники как раз и созданы для того, чтобы остановить свой бег на минутку, подарить близким свою любовь и ощутить причастность к традициям своего народа.

Крещение Господне празднуют в ночь с 18 на 19 января. Из-за того, что для истинных христиан церковное крещение было событием очень важным и значимым, крещение спасителя Иисуса Христа в речке Иордан приобрело особую масштабность. Поэтому Крещение — это основной церковный праздник, в который все христиане стараются покаяться в совершенных за год грехах.

Очищение души происходит посредством купания в зимней проруби. Сначала в церкви совершается богослужение, посвященное Крещению Христа, а затем все священники и люди, пришедшие в церковь, совершают крестный ход к близлежащему водоему. Прорубается полынья и священник освящает воду по всем церковным канонам. После освящения вода становится целительной и трехкратное окунание в ледяную воду способствует очищению души и исцелению от хворей. Святую воду рекомендуется набрать и окропить дом, давать как лекарство больным людям или использовать как средство от разных приворотов, сглаза и т.д.

В Крещенский Сочельник принято готовить на ужин постную кашу и овощи. Вечер накануне Крещения издавна славился народными гуляниями, гаданиями и прочими таинствами. К примеру, в Крещение было принято выбирать себе невесту, крестить детей и заключать браки.

Крещением завершается цикл зимних праздников, и зима начинает понемногу сдавать свои позиции. Несмотря на то, что крещенские морозы самые сильные, народ знал, что зима лютует напоследок.

До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семь, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной — партнёрский тип супружества. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает Кон И.С. — это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков.

Для украшения своего изделия я выбрала Городецкую роспись, которая позволяет наиболее красочно отобразить традиции семейных зимних праздников. На верхней (на крышке) и двух боковых частях сундука я изобразила Рождественские гуляния. На задней стенке я изобразила сцену посвященную Сочельнику, а на передней Новому году.

2. Технологическое обоснование «Авторской композиции и росписи деревянного сундука в стиле Городец»

2.1 Описание и характеристика инструментов, материалов, оборудования и приспособлений

— Планшет — доска или алюминиевый лист, на которой крепится, например, наклеивается бумага при составлении карты местности, часть мензулы. Бумага весьма подвержена деформации (деформация влажной бумаги достигают 2 %) и наклеивание на жесткую основу позволяет уменьшить искажение. Используется для проекта.

— Стол — мебельное изделие, представляющее собой приподнятую над уровнем пола (или земли — у садовой мебели) поверхность, предназначенную для расположения на ней различных предметов и (или) для выполнения на ней различных работ, принятия пищи и др.

— Стул — мебельное изделие для сидения одного человека, со спинкой, с подлокотниками или без них, с высотой сиденья, функционально удобной при соотношении его с высотой стола.

— Палитра — (фр. Palette — пластинка) — небольшая тонкая и легкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки. Для масляной живописи па¬литра обычно делается из дерева; для других видов живописной техники может быть сделана из жести, эмалированного металла, фарфора, фаянса, стекла, покрытого с одной стороны алюминиевым порошком и используется для смешения колеров

Мастер -класс «Городецкая роспись»

Материалы используемые при технологическом процессе Городецкой росписи достаточно разнообразны.

— Ватман: А1 — белая высокосортная бумага без ярко выраженной фактуры, плотная, с поверхностной проклейкой. Отличается большой сопротивляемостью к истиранию. Относится к типу рисовальных бумаг (употребляется для рисования итальянским карандашом или для акварели). Используется для обтяжки планшета под проект.

— Калька — прозрачная бумага (иногда ткань), применяемая при черчении, свето- и ручном копировании. Калька обычно вырабатывается из сульфатной белёной целлюлозы с добавлением в некоторые её виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы без наполнителя или с небольшим его содержанием и хорошо проклеивается. Используется для перевода рисунка на изделие.

-Лак — раствор органических полимеров искусственно синтезированных или природного происхождения (смолы), в различных органических растворителях или воде. При отверждении образует прозрачную, блестящую или матовую плёнку. В настоящее время существуют лаки, не содержащие в составе растворителей. Их низкую вязкость обеспечивают олигомеры, которые способны отверждаться в присутствии специальных веществ — отвердителей или катализаторов. Лаки условно делят на термопластичные и термореактивные. Отверждение пленки лака происходит либо за счет испарения растворителя, либо за счет химической реакции полимеризации.

Для покрытия изделий, расписанных темперными красками (Городец, Хохлома) применяется масляный.

-Теммпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).

-Дерево — природный материал. Чаще всего используют : дуб, береза, липа и др.

— Кисть — инструмент для покраски. Кисти малярные и живописные делаются из щетины и хвостовых волосков различных животных.

Кисти являются основным инструментом в данном технологическом процессе. Для росписи используют беличьи, синтетические, колонковые кисти:

— Синтетическая кисть № 2, 3, 4, 7 для замалевка,

— Колонковая кисть № 4- 5 для подмалевка,

— Колонковая кисть № 1-2 для оживки и теневки,

— Беличья кисть № 4, 8 для флейцевания.

Городецкая роспись|| Мастер-класс

— Синтетическая кисть № 22 для покрытия лаком.

— Наждачная бумага №1200 — абразивный материал, состоящий из тканевой или бумажной основы с нанесенным на нее слоем абразивного порошка. Предназначен для ручной и машинной обработки поверхностей различных материалов (металл, дерево, стекло, пластик) — удаления старой краски, подготовки поверхности для грунтовки и окраски, шлифование окрашенных поверхностей и пр.

— Карандаш мягкости ТМ для перевода на кальку — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала применяемый для письма, рисования, черчения.

— Стирательная резина (стирательная резинка, резина для стирания, ластик, стёрка) — канцелярская принадлежность для удаления карандашных (и иногда чернильных) надписей с бумаги и других поверхностей для письма. Представляет собой мягкий кусок невулканизированной резины, иногда укрепляемой на обратном конце карандаша. Может быть любого цвета и различной плотности. Чем резинка мягче, тем приятнее и удобнее ей пользоваться. Есть специальные ручки, чернила которых можно стереть резинкой.

— Канцелямрские кномпки (от «канцелярия») — металлическое изделие для прикрепления какого-либо предмета к чему-либо (например, бумаги к доске объявлений). Названы так, потому что их часто используют в канцеляриях. Используются для обтяжки планшета.

2.2 Технология обтяжки планшета

1. Подготовка поверхности планшета к обтягиванию бумагой. Проверить качество планшета. Удалить дефекты с поверхности планшета наждачной бумагой или бритвенным лезвием. Выступающие гвозди, если имеются, забить молотком.

2. Подготовить поверхность стола: вымыть стол с чистящими средствами. Можно положить дополнительный чистый лист бумаги (газеты и тонированную бумагу не применять).

3. Положить ватман лицевой стороной на стол. На него поместить планшет так, чтобы края бумаги были ровными и одинаковыми. При необходимости лишняя бумага отрезается по линейке.

Сундучок городецкой росписью #2, irishkalia

4. Убрать планшет с листа бумаги и увлажнить ватман синтетической губкой, пропитанной холодной водой.

5. Приложить планшет к листу и начать фиксировать бумагу на планшете кнопками, начиная с середины широкой стороны планшета.

6. Когда на одной стороне бумага закреплена, ватман крепят кнопками на противоположной широкой стороне планшета, предварительно натянув его.

7. Закрепить бумагу кнопками на короткой стороне планшета, предварительно согнув ватман на углах так, как показано на фото.

8. Завершить крепление бумаги на планшете последней короткой стороны.

Сундучок городецкой росписью #1, irishkalia

9. Обтянутый планшет сушится в горизонтальном положении бумагой вверх до полного высыхания ватмана.

10. Планшет обтягивается бумагой с применением клея в том случае, когда размер бумаги не позволяет обогнуть планшет так, чтобы кнопки крепились на его оборотной стороне. Перед прикреплением кнопок на ребра планшета на края ватмана наносится клей ПВА плоской кистью, бумага прижимается к ребрам планшета, а затем крепятся кнопки. После высыхания клеевого слоя и приклеивания бумаги к планшету кнопки удаляются.

2.3 Технологическая карта

Для того чтобы приступить к росписи, изделие покрывают грунтовкой — клеевым раствором (клеем ПВА). Это наносится для пропитывания фанеры, чтобы в дальнейшем краска не впитывалась. Грунтовку наносят плоской синтетической кистью в два слоя, с промежуточной сушкой при комнатной температуре в течение 2 часов. После полной просушки поверхность шлифуют мелкой наждачной бумагой, чтобы снять ворсинки дерева, поднявшиеся после покрытия. Дефекты древесины шпаклюют шпатлевкой. Через 2-3 часа высохшую поверхность зачищают наждачной бумагой.

Затем можно приступать к покраске. Для прокрашивания изделия взяты темперные краски. Нанесена краска в два слоя. После высыхания красочного слоя по подготавливаемой под роспись основу следует отшлифовать наждачной бумагой с различным зерном, для того чтобы выровнять все неровности на поверхности, по которой будет вестись роспись. Когда вся поверхность подготовлена, переводится рисунок с кальки. После чего можно разводить краску нужного колера, для этого нужны баночки.

Выполняя роспись темперными красками, необходимо учитывать, что после высыхания они темнеют. Каждому слою краски необходимо давать хорошо просохнуть, прежде чем наносить следующий слой. После всей цветовой раскладки нужно приступить к графике.

Хорошо просушенное изделие покрывают лаком. Помимо лака ПФ 283 можно использовать быстросохнущий лак . Лак наносится кистью в два-три слоя с полной просушкой между слоями. Для покрытия нужно нанести 3-4 слоя. При полном высыхании образуется качественная пленка, которая защищает роспись от физических и химических повреждений.

Табл. 1. Этапы создания проектируемого изделия