Мастер-класс Создание нэцкэ из бивня мамонта

Создание нэцкэ из бивня мамонта

В этом мастер-классе рассмотрим японскую миниатюру — нэцкэ.

История возникновения нэцкэ (вкратце) — запрет на ношение поясных украшений из дорогих материалов для простолюдинов.

Ведь у кимоно нет карманов, японцы носили пояс, к которому подвешивали инро — своеобразный кошелек-штакулку, и в качестве противовеса использовали нэцкэ — вот уж где фантазия мастеров разгулялась !

Как отличить слоновую кость от кости мамонта | Простой способ

То есть, фактически — нэцкэ это красивый брелок 🙂 Шнур продевается сквозь гармонично расположенные отверстия — химотоши.

В современном мире нэцкэ в основном выполняют роль музейных экспонатов и образцов личных коллекций, но свою функциональность сохраняют — ведь благодаря высокопрочному материалу (бивень мамонта, слоновая кость, зуб кашалота, бивень моржа и прочие) нэцкэ не боятся падений и влаги 🙂

Лично я использую нэцкэ в качестве подвески на смартфон и, благодаря обширной коллекции, мой Huawei всегда выглядит по-новому и интересно 🙂

Многие мои клиенты используют нэцкэ в качестве подвесок колье, бусин для браслетов и даже пуговиц — декоративных элементов одежды, в качестве ключевых фигур в своих собственных ювелирных украшений !

Благодаря цветовой гамме и структуре материала, отлично вписываются в любой образ, а уж сюжет произведения подчеркивает настроение и направление мыслей своего обладателя.

Нэцкэ «Улитка и Цветок» я вырезал специально для мастер-класса по художественной резьбе, ведь их совсем не много на Ярмарке Мастеров!

Вот как было дело:

Бивень мамонта — как определить, в чем отличие от бивня слона и где купить.

1. Вооружаюсь смартфоном, смотрю на шевеление листьев в моем саду — и просматриваю эскизы.

Композиция «Кошка и мышь» из бивня мамонта

2. Нахожу соответствущий материал — в этот раз бивень мамонта, доставленный мне из вечной мерзлоты Сибири — и делаю первый набросок, задаю объем и форму.

3. Приступаю к резьбе (ниже целая серия фото, все описание здесь — для удобства)

Весь процесс происходит следующим образом: грубыми фрезами задается форма и объем.

Затем используются фрезы меньшего размера и более «мягкие».

Следующий шаг — фреза «трехгранная пика» или «игла» — для миниатюрной проработки.

Когда все готово, приступаю к шлифовке — для этого я использую наждачную бумагу с различной зернистостью.

И финиш — обработка полировальными кругами и ювелирной полировочной пастой — для придания особой гладкости и блеска.

Прелесть бивня мамонта, как материала, в том, что его структура прекрасно сохраняется в естественном виде и не требует покрытия лаками, восками, маслами — что существенно(с моей точки зрения) портит внешний вид.

Обработка грубым бором-бочкой.

Вставка. Чёрное дерево в бивень мамонта. Insert. Ebony into a mammoth tusk.

Задаем более мягкие формы бором «свечное пламя».

Теперь делаем изгибы более явные цилиндрическим бором.

Выносим работу на солнечный свет, уточняем детали.

Теперь занимаемся обратной стороной изделия — цветок, листья и химотоши. Располагаем так, чтоб было удобно носить.

Работаем бором «игла» и маленьким шариком.

Здесь видно одну из граней «иглы».

Создаем ажурность и движение ракушки тончайшем бором шарик (0.3 мм).

Выбираем лишний объем, используя различные боры.

А вот опять бор «игла». Именно им создаем прожилки на листьях, придаем дополнительную четкость изгибам.

Мастер резьбы по кости Денис Ксенофонтов

Опять придаем ажурность шариковым бором. Неглубокие выемки делаем в шахматном порядке.

Форма и основные декоративные элементы практически готовы.

Практически готово! Внимательно изучаем «Улитку и Цветок», продумываем каким именно образом будем шлифовать, особое внимание трудноступным местам. Шлифовка уберет все угловатости и грубые участки резьбы.

Внешний вид отшлифованного нэцкэ (но без полировки).

«Весенний ветер» или «Необыкновенная» «Spring Wind» or «Unusual»

И вот финиш, после полировки материал приобрел благородную структуру и красивый блеск.

На этом мастер-класс закончен! Рад ответить на любые интересующие вас вопросы 🙂

Мастер-класс: нэцкэ «Жаба на венике» из бивня моржа, или Как выбрать сюжет для творчества

Вчера немного пообщался с коллегой, и встал такой вопрос — откуда взять вдохновение?

Быть может, оно приходит и уходит? Или нужно сделать что-то особенное со своим сознанием, чтоб поймать «тот самый момент»?

Будучи откровенным, не претендую на однозначно правильный ответ в таком сложном и глубоком вопросе.

Наверняка, все зависит от личности и особенностей каждого человека: кому-то необходимо побыть неделю без сна, другой может испытывать вдохновение лишь до тех пор, пока не поест. Третий и вовсе пользуется методиками К. Кастанеды.

А в моем случае вдохновение — непрестанный труд. Чем больше работаешь, чем больше совершенствуешься и создаешь новых (хотя, что ново под Луной?) работ, переосмысливаешь сюжеты, находишь иной угол обзора классики.

То есть, хотите вдохновения — творите! Постоянное творчество приводит к еще большему творческому потоку — как и в случае с деньгами! Когда вы пользуетесь различными «самоистязательными» техниками, это похоже на выигрыш в лотерею — мучения, а затем резкий безудержный «взмыв» вверх и такой же резкий спад, когда силы совсем истощились. И куда это «вдохновение» направится, одному Вдохновению и ведомо, порою кажется, что творишь нечто такое, такое. А потом глянешь, и понимаешь — приливы и отливы, скорее всего, привлекут такого же «приливистого» коллекционера на твое творение 🙂 А зачастую это не самый надежный клиент, как мы все знаем.

Выбирая же «Путь Черепахи» — умеренно, без спешки, резких поворотов, высоких скоростей, а главное — находясь в своем любимом, собственными руками (в случае черепахи, наверное, для этого есть специальные железы) выстроенном «панцире» — и маленькими шажками двигаемся вперед.

Естественно, необходимо просматривать работы коллег, черпать вдохновение в природе, пище, наслаждениях — во всем понемногу. Бывает, что в голове крутится сюжет — и вот, чудом находится материал именно для этой работы.

Резьба по бивню мамонта. Шаман. Десногорск 2018 LIVE

А бывает совсем наоборот — смотришь на объект, и «видишь», что «спрятано» в его облике.

Чем больше опыт у мастера — тем меньше материала расходуется, тем ближе его произведение к природной форме, тем более скупыми и размеренными становятся движения.

Меньше движений — больше результата, вот еще одно правило. Есть мастера, кто работает над одним шедевром долгие годы, по мазку в день — и из-за нехватки обильной практики, их работа может так и не стать шедевром. А те, кто ежедневно делает несколько работ, путь не всегда шедевров, пусть даже часть из них летит в камин — могут чисто случайно, незаметно для себя самого, создать нечто действительно удивительное. Забавно, но тот, кто скажет «Я создал шедевр» — зачастую просто лицемерит. О шедевре говорят зрители.

Резные экраны на батареи. Резные панно. Резные решётки. Резные перегородки. Резные ширмы.

Помним, мастера, что мы творим в первую очередь для себя, но наши работы должны вдохновлять подрастающее поколение и, конечно же, зрителя!

А теперь сам краткий Мастер-Класс:

Знакомый прислал в подарок небольшой кусочек бивня моржа, найденный на морском берегу. Сколько он пробыл в воде — точно неизвестно, но его необычная расцветка (стандартный цвет клыка моржа — молочно-белый, с переходами к цвету топленого молока) говорит, что он относится к «мореной кости» — то есть той, что пробыла в определенных условиях не менее ста лет, а море за долгое время обкатало его и придало форму, свойственную прибрежным камням.

Какой же сюжет выбрать для такой формы материала?

Будем исходить из 3-х пунктов:

1. Нам необходимо максимально показать цвет материала — значит, форма должна быть довольно массивной, без мелких деталей.

Выставка резьбы по кости

2. Море создавало эту форму, быть может, сотни и тысячи лет! Изменить форму — значит пренебречь особенностью и редкостью материала.

3. Исходя из того, что материал в своем роде единственный и неповторимый (второго такого кусочка можно и за всю жизнь не встретить) — необходимо взглянуть на работу классиков жанра, дабы увековечить и свое произведение.

И для этого можно листать каталоги, журналы (конечно, лучше «живой вариант», но можно и в сети — только с цветопередачей не то).

Реставрация бивня мамонта для историко-производственного музея АЛРОСА

И вот, проведя некоторое время в поисках, обнаруживаю подходящий сюжет — нэцкэ «Крыса на венике».

Камея из бивня мамонта. Mammoth tusk cameo

Крыса на венике. Была такая традиция — когда крысы покидали дом, хозяин шел к крысолову за новой крысой, хорошо ее кормил — чтоб привела в дом побольше друзей. Таким образом, в доме воцарялся достаток и благополучие.

А у меня во дворе когда-то жили жабки 🙂

Жаба — символизирует богатство и бессмертие. А еще она ловит мух!

Токарная резьба шара из бивня мамонта

Вот так родился сюжет: нэцкэ Жаба на Венике 🙂

А теперь сам процесс резьбы (который и демонстрирует классическое «убираю лишнее»).

В несколько движений намечаю расположение Жабы, используя бор «пламя свечи» — он очень хорош для создания краевых линий.

Теперь бором «игла» создаю очертания будущих лап, головы, веника:

Нэцкэ Гуань-Ю (Канъу(ю)) . Часть №2.

Работаю с бором «игла», а так же конусным бором намечаю детали:

Продолжая работать с бором «игла», прорабатываю детали:

Бивень мамонта резьба по кости и дереву

И с другой стороны:

Наперсток из бивня мамонта с серебром. Подарок на фарфоровую свадьбу

Тщательно шлифуем и делаем отверстия «химотоши» — для того, чтоб удобно было носить как брелок или подвеску 🙂 Используем для этого сферические боры различных диаметров (для того, чтоб с одной стороны завязать узелок).

А вот и готовое изделие:

Надеюсь, вам понравилось, как я обыграл форму материала!

Пишите в комментариях, что думаете по поводу моих методов вдохновиться — наверняка вам есть что добавить!

Мастер-класс (Жук-геркулес)

Резьба по кости — длительный и трудоёмкий, но при этом очень увлекательный и интересный процесс. Это ли не чудо – из кусочка мамонтовой кости получить прекрасное объемное изображение!

Сегодня мы рассмотрим поэтапное изготовление скульптуры жука-геркулеса из бивня мамонта. Пояснения коснутся каждого этапа работы над копией жука.

«Рождение» жука-геркулеса из бивня мамонта

На первом этапе нам необходимо подобрать подходящие по размеру фрагменты бивня мамонта. Многообразие палитры оттенков мамонтовой кости бесконечно. В своих работах мы часто используем различные тона материала. Белый цвет неокрашенного бивня отлично сочетается с коричневым или кремовым цветом участков, подвергнувшихся воздействию почвенных минералов.

Подобный контраст способен придать дополнительную выразительность скульптуре. Однако в сегодняшней работе мы будем использовать только бивень кремового оттенка.

Жук будет состоять из нескольких частей, поэтому нам потребуются относительно небольшие фрагменты кости.

Создание розы из бивня мамонта

Необходимый для работы инструмент:

  • Ленточная пила либо хорошая ножовка
  • Тарельчатая шлифовальная машина
  • Бормашина Foredom SR или аналог
  • Бормашина Marathon или аналог
  • Бор — фрезы различного диаметра
  • Точильный станок, муслиновый круг и паста Dialux

Основные этапы работы:

  1. Выбор подходящего материала
  2. Распиловка бивня мамонта
  3. Обрубовка крупной фрезой заготовок
  4. Детальная проработка жука
  5. Полировка
  6. Тонирование
  7. Монтаж

Распиливаем бивень мамонта

Мамонтовый бивень – не самый простой материал для резьбы по кости. При обработке кости старайтесь пользоваться только качественной техникой и первоклассными инструментами. В работе мы используем станок Корвет-35. Эта ленточная пила идеально подходит для распиловки бивня мамонта: она позволяет пилить заготовки даже очень большого диаметра.

[dt_slideshow width=»750″ height=»500″ posts=»master-klass» /]

В качестве модели будем использовать засушенного жука.

Нэцкэ по-пермски

После того как бивень распилен на необходимые по размеру фрагменты, можно приступать к начальной
стадии обрубовки. Для ведения обрубовки мы используем бормашину и крупную фрезу.
Вместо использования натурной модели можно работать по фотографиям, но для достижения большего
сходства с оригиналом лучше иметь должным образом подготовленное насекомое.

Приступаем к резьбе

Рассмотрим более детально заготовки бивня мамонта, с которыми мы будем работать.
В среднем на такую работу потребуется около полутора килограммов различных фрагментов бивня мамонта.
Первый кусок отлично подойдёт для изготовления тельца жука.

Голова жука

Следующий фрагмент бивня мамонта удачно подойдёт для головы жука, из него мы и станем её резать.
Голова будет состоять из двух частей, этот кусок станет верхним рогом жука. Саму голову, её нижнюю часть
с коротким рогом мы сделаем чуть позже.

Первый этап завершён

После грубой обработки бивень начинает приобретать нужные нам формы, но это только начало работы.
Дальше вся работа акцентируется на уточнении форм жука.

МАМОНТ не ПРОБЕГАЛ??? Делаем кольцо из бивня мамонта

Следующая стадия работы над жуком

Далее продолжаем работу над головой, точнее над нижней её частью.
На этом этапе практически все основные детали жука готовы, вся грубая работа почти завершена.
Еще требуется сделать подставку и лапки, но о них мы расскажем в заключительной части статьи.
Нам остаётся самое интересное — начать детальную проработку жука. Чем и займёмся…

Предпоследний этап

Итак, все необходимые детали для жука у нас полностью готовы,
всего их четырнадцать (вместе с подставкой). Для подставки мы выбрали наружную часть бивня мамонта.
По фактуре и цвету она очень напоминает кору дерева.
Таким образом мы имитируем среду обитания нашего жука.

Заключительный этап

Нам осталось выполнить тонирование жука, оттенить необходимые детали, чтобы они лучше читались.
Делать мы это будем чаем. После – отполируем до появления глянцевого блеска поверхности и
соберем насекомое на подставке. На этом работа завершена.

Если у вас появились вопросы, мы постараемся подробно ответить на них в комментариях.

Материалы и год изготовления:

  • Бивень мамонта, тонирование
  • Размер подставки: длина 21см, ширина 9см
  • 2022 год

Мастер класс Резьба по бивню мамомта

В дальнейшем, проводя эксперименты с различными оттенками бивня мамонта,
мы получили совершенно неожиданный результат, судите сами, цвет натуральный, не тонированный,
это уникальный экземпляр мамонтовой кости, в природе довольно редко встречающийся, цветовая гамма превзошла все наши ожидания!