Мастер-класс Создаем пэтч — лоскутный мотив.. Финал

Создаем пэтч — лоскутный мотив. Часть 1

Все мы когда-то начинали. Я начинала с прекрасного дайджеста по лоскутному шитью «Лоскутное шитьё: красиво и легко».

Его издатели предполагали, что читатели пошьют вот такое одеяло в течение двух лет, разбирались все пэтчи — мотивы, сборка, а ещё публиковались истории лоскутниц (преимущественно, американских) и всякие дополнения, типа лоскутного зайки

Ну надо сказать, что вначале было некрасиво и нелегко, но, с практикой, что-то началось получаться, т.к. в этом издании всё объяснялось буквально пошагово. И сегодня я пользуюсь тамошними шаблонами и мотивами, фаворит, конечно — дрезденская тарелка. У них — самый красивый вариант по-моему.

Однако — возможно, это моя такая натура — мне всё время хотелось выйти за рамки, какие-то рутинные штуки — например, глажку/утюжку — пропустить вообще, не подрезать мотив перед сборкой и пр. Конечно за 6 прошедших лет я научилась терпению и тщательности, но всё равно хочется иногда большей свободы — люфта, так сказать.

Эту «серию объяснялок» я задумала для тех, у кого нет цели стать лоскутницей, но кто время от времени — с детьми или для себя — готов что-то сделать из тряпочек, но не очень понимает — как. Конечно, сейчас много схем выложено в интернет, но не всегда поучается так, как на картинке. Опять-таки, рисунок и изделие — две большие разницы. А мне бы хотелось, чтобы вы более коротким и простым путём шли к успеху. Поэтому я даже хотела провести вебинарчик по теме лоскутного мотива. Но тут наступило лето, почти сняли карантин. Так что, полагаю, пост будет более востребован. А потом — если вам захочется, то можно будет видео снять.

Я не советую замахиваться сразу на одеяло. Даже наволочка всё-таки большая и есть там свои нюансы. Лучше всего — сшить законченный плоский мотив. Вопрос — для чего. Ну можно шить просто так, а потом оформить как-то или положить, как образец. Но мне кажется, для успеха затеи, стоит сразу придумать применение этому пэтчу — тогда всё будет гораздо конкретнее.

Я предлагаю вам сшить карман для сумки-шоппера-торбы. Я шью сумки для подружек-художниц, у них — определённый формат, под А3 (ну конечно чуть больше). Про сумку я расскажу в другом посте. а вот карман на сумку, наружный, нужен под формат А4, причём они не просят делать его с застёжкой — поэтому тут как раз можно использовать простенький пэтчик.

Почему простенький — потому что когда сумка всё время в работе и карман тоже часто используется, он должен быть достаточно гладким, без излишеств и толщин. То есть оптимальное количество соединений — 2-3 слоя. Есть гораздо более толстые швы — 6, 8, 12 слоёв ткани. Это и для начала сложно и потом весь топ пэтча будет буграми. В панно — нормально, в кармане — сомнительно. Кроме того, подогнать все линии и уголочки в двух измерениях тоже совсем не просто. Мотив с первой картинки ниже мне не удался, несмотря на наличие некоторого опыта. То есть начинать с них точно не нужно.

Вот примеры сложных узоров (взяты из интернета).

Кроме того, нам нужен прямоугольный узор. Формат А4 = 21Х30 см. К этому размеру мы должны прибавить по 2 см в каждую сторону на толщину — не один же листик бумаги будет лежать в кармане, папки А4 вообще большего размера — и ещё по 2 см с каждой стороны — припуски на швы ( с 3-х сторон притачиваем, с 4-й — обрабатываем край).

ЛОСКУТНЫЙ БЛОК МЕАНДР (СПИРАЛЬ ИЗ ПОЛОСОЧЕК)

Получился у нас размер самого кармана 29Х38 см ( в длину можно чуть меньше прибавить, т.к. карман без застёжки), я реально считаю 30Х35, для простоты. Но это — размер подкладки! Сам мотив, как это ни смешно, должен быть не больше 21Х30 см, то есть тот самый А4. Потому что края его не только не должны загибаться внутрь и подшиваться, но каждому пэтчу необходим воздух вокруг в виде подходящего фона (см. пункт 3), и те самые 2 см, которые мы заложили в расчёт для толщины папки — это минимум миниморум для небольшого лоскутного мотива.

2. Теперь мы можем открыть интернет и посмотреть на различные красивые узорчики. Мастерицы любят показать свои работы, ну а наше дело — утащить мотивчик. 🙂 Очень много всего есть в открытом доступе, я нашла несколько симпатичных простых цветочных пэтчей. Разумеется, я не копирую всю композицию, а просто беру элементы — цветы/листья, и располагаю их по-своему. Мы с вами сошьём последний мотив — он мне нравится, и я его ещё не успела сделать (фото взяты из интернета).

2 метода исполнения, одного лоскутного блока. Лоскутное шитье для начинающих. Пэчворк дизайн.

Что ещё ценно в этом узоре — что у него тёмный фон. Во-первых, мне нравятся тёмные цвета, во-вторых, на кармане сумки, с которой в дождь и грязь ходят рисовать по лесам, полям и пожарным лестницам — это практично. Отстирывать лоскутный топ от брызг глины — то ещё занятие. Разумеется любой узор можно сделать на любом фоне, но тогда надо думать, подбирать цвета и всё равно — пока не сошьёшь, не узнаешь — хорош ли твой выбор. Здесь мы видим уже готовый вариант отличной цветовой гаммы и можем его просто повторить.

3. И вот — последний этап подготовки. Мы должны сделать себе рабочую схему узора:

  • во-первых, как он ляжет на карман — просто рисуем в натуральную величину на листе размером с изделие (если планируете что-то большое, рисуйте в масштабе — 1:2, 1:10 и пр.);
  • во-вторых, шаблон в натуральную величину — для раскроя тканей и сверки в процессе шитья.

Я испортила довольно много бумаги — хорошо, что это оборотки — прежде чем поняла, что 2 цветочка вместе делать можно, но не нужно. Всё-таки сумка, да ещё и художника — это предмет, который виден. А 2 цветочка на одной площадке, согласитесь, в 2 раза меньшего размера, чем один. Кроме цветочков здесь ещё листочки, уголки выполняются из мелких треугольников — чем мельче мы делаем мотив, тем более он трудоёмок и капризен и менее практичен (потому что если сам лоскуток сопоставим с припуском на шов, он развалится гораздо быстрее. 🙂 Да и художественный итог не вполне прогнозируем — как всё это будет смотреться. Ведь в исходном изделии крупные цветы, потому и красиво.

Выбрав цветок мы должны выбрать и количество листочков. В образце мы видим несколько вариантов — на каком остановиться?

Всё очень просто. Мы должны понять, какое соотношение сторон будет у нас в работе. 20:30 см относится, как 2:3 или 1:1,5. То есть длина изделия может в 1,5 раза быть больше ширины. Поскольку сам цветок представляет из себя квадрат, то листиков должно быть в 2 раза меньше — то есть, одна пара. Пока остановимся на этом (потому что прибавить мы сможем всегда, если захотим) и сделаем шаблоны в натуральную величину, а так же расчёт расхода ткани.

Для этого я попросту использую бумагу в клеточку формата А4. Если цветок будет один, то поля вокруг него нужно сделать побольше, чем 2 см, предлагаю увеличить их ещё на 2 см с каждой стороны — то есть мотив будет шириной 16 см. Длина его будет (минимально) 16см (цветок) + 8 см (листок) = 24 см. Как раз вписываемся в размер.

Поглядывая на фото пэтча срезаем уголки у квадратов — я изначально выбрала длину стороны уголка 3 см (простой карандаш). Очевидно, что дыры получились огромными — мне не понравилось, сократила до 2 см (красный маркёр). Разумеется, эти уголки прямоугольные, все стороны равны — так называемый раппорт (повторяющийся мотив) элемента должен быть единообразным. Но рисую я от руки, тренирую точность)

Далее рисуем листочек. Здесь получился обратный вариант. Я начала с длины уголка 2 см и поняла, что это мало, листик не получит свою красивую тюльпаноподобную форму. Пришлось прибавить 1 см, наплевав на раппорт (см.выше). На этом фото — окончательный шаблон и расчёт расхода ткани.

Итак, для шитья нам нужно следующее количество тканей:

  • 2 лоскутка красной + 2 лоскутка розовой размером 10х10 см (прибавляем по 1,6 см припуски на швы и — для ровного счёта;
  • жёлтая сердцевинка — квадрат 8х8 см
  • 2 зелёных лоскута 10х10 см
  • фоновая ткань, примерно 30Х35 см, конкретно для уголков — 2 квадрата со стороной 4 см и 6 квадратов со стороной 3,5 см; ну чем хороша фоновая ткань — как правило, её количество даёт право на ошибку).

А вот сердцевинка часто бывает последним сказочным лоскутком. Как же мы считаем её? Просто! Казалось бы — нужно считать так. Ан нет. 🙂

В пэчворке обязательно учитывается направление долевых и косых. Иначе можно опростоволоситься довольно сильно. Особенно — сердцевина, визуальный центр пэтча.

Мы расположим сердцевину, когда будем пришивать, так (чёрный пунктир), предварительно порезав на 4 части (может быть можно и не резать — но точно не начинающим швеям). Поэтому измеряем общую длину и прибавляем 4 припуска: 4 см + 4 см = 8 см.

Всё готово. На следующем занятии всё быстренько сделаем!

Пэтч — лоскутный мотив. Часть 2

Вот все нужные нам материалы для шитья цветочка. С зелёным я пока не определилась, поэтому здесь несколько цветовых вариантов. Я не стала показывать вам, как нарезать лоскутки. Всё обычно, только 2 важных момента:

  • я использую, и вам рекомендую, 100% хлопок; потому что мы не обрабатываем края швов и бесконечно утюжим пэтч; конечно, мастерицы шьют и из парчи с бархатом, но я не умею; я думаю, что если вдруг захочется ввести какой-то инородный лоскуток, то это нужно делать после сборки и утюжки всего мотива в виде аппликации;
  • стараемся резать по долевой все квадраты; поскольку у нас ориентация узора в одном направлении — постольку такая нарезка позволит нам не мучаться с посадкой; сразу здесь скажу, что я использую минимум вспомогательных средств (в основном — наполнитель, но далеко не везде), но для лучшей фиксации есть разнообразные прокладки, клеевые паутинки и пр., всё это можно применять.

И пару слов об инструментах. Необходимы совершенно — линейка (лучше прозрачная), ножницы (хорошие, острые, достаточно большие, чтоб одним движением можно было сделать ровный прямой край), булавки (острые и длинные). Остальное — роликовый нож, специальный клетчатый мат, специальные шаблоны, клипсы — конечно же упрощают и облегчают, но не строго обязательны.

Теперь хорошо прикинуть, как будет выглядеть наш мотив в целом. Смотреть желательно на фоне кармана, положенного на ткань сумки. Ну вроде всё нормально. Поехали!

1. Делаем уголки цветочка. И это самое сложное! Их можем сделать несколькими способами.

Вязание на тенерифе крючком мотива + соединение — Мастер-класс

Первый вариант. С изнанки отмечаем линии фиксации так, чтобы между ними было расстояние 4 см — это даст нам возможность сшить ровный цветок.

Затем прикладываем с лицевой стороны треугольники, нарезанные из квадратов фоновой ткани, скалываем и прошиваем.

Из прозрачного тюля и лоскутков ткани шью сумку подарочную для лоскутного одеяла. Пэчворк поделки.

Здесь обращу ваше внимание на первый косяк. Если помните, в предыдущем посте я писала про квадраты фоновой ткани со стороной 3,5 и 4 см. Я действительно нарезала таких квадратиков и треугольничков.

Ну и вот что получилось: кажется, что всё совпало, но.

. пришитый треугольник почти на 0,5 см меньше нужного размера. А всё потому, что я прибавила только припуски внешние, с наружных сторон квадрата. Но ведь когда мы его режем, тоже образуется срез, который должен совпасть с нашим узором. Поэтому к изначальному квадрату 2х2 см нужно прибавить как минимум 2,5 см, а лучше — 3. Вот из половинок квадратиков 5х5 см получился уже нормальный уголок.

Прикладываем так, чтоб не меньше 6 мм был припуск на шов на серой ткани, уголочки треугольника видны — это важно.

Пришиваем. В простых соединительных швах мы не делаем закреп, не смотря на то, что швы короткие. В лоскутном шитье каждый последующий шов закрепляет предыдущие. А в финале пэтч стегается и отделывается бордюром или окантовкой. Так что закрепы делаются только при наружной отстрочке или в слабых местах изделия, типа соединения бордюров в углах.

Нормально! Таким образом пришиваем 3 уголка из четырёх.

Второй вариант я покажу вам на примере сердцевинки. Если помните, мы рассчитывали её размер, как квадрат 8х8 см. Я порезала его на 4 части и приложила к лепестку прямо квадратик.

Квадрат, конечно, проще равнять и прикалывать. Но вот как найти — особенно на пёстрой ткани — линию притачивания? Здесь нам на помощь приходит шаблон.

Шаблон — образец или эталон детали, вырезанный из плотного материала. Делать его необязательно, особенно при простых линейных мотивах. Однако он удобен для контроля правильности шитья. В нашем случае в качестве шаблона будем использовать один лепесток нашего цветочка.

Вырезаем, накладываем, в принципе можно понять, где линия строчки, но неудобно.

Для удобства нужно сделать ещё один шаблон, с припусками на швы. Попросту обводим исходный.

ПОТРЯСАЮЩАЯ ЛОСКУТНАЯ МОЗАИКА ИЗ ГЕКСАГОНОВ ПОДРОБНЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ МАСТЕР КЛАСС =)

По линейке откладываем припуски (6 мм) со всех сторон.

Вырезаем, прикидываем. И.

МК Ксении Дмитриевой «Лоскутный галстук»

. отрезаем припуски в уголках — как раз получается линия притачивания.

Сравниваем два варианта разметки — виден люфт в 1-2 мм. Дальше посмотрим — скажется ли он на окончательном результате?

Пришиваем, непосредственно используя шаблон, пока не натренируетесь, лучше его прикалывать к детали.

Чтобы закончить тему шаблонов. Они, конечно, необходимы при сложных краях деталей, хороши сделанные промышленно из толстого оргстекла. На них нанесена уже разметка и наружного края (линия кроя) и линии пришива. Удобно. Но недёшево. Для разовых мотивов я делаю сама простые шаблоны — из бумаги или плотного картона. Некоторые сложные покупаю. Кроме 5-угольника у меня есть ещё ромб с углом 45 градусов на разные размеры.

Из первых двух способов пришива мне больше нравится второй — он более чёткий и результат достигается проще. Не удивительно, что все фирменные мастерицы используют именно его. Но расход материала во втором случае гораздо больше. Смотрите, 4 уголка мы можем с вами сделать из одного квадрата 8х8 см (серединка) или двух квадратов 5х5 см (фон). Оба варианта взяты с запасом и нормальные. Но, если 8х8 = 64 см2, то 2х5х5 = 50 см2. Умножаем на 2 обе цифры и получаем, что уголки квадратами почти на 30% требуют больше ткани, чем треугольниками. В нашем случае это ерунда, а вот в больших изделиях промахнуться в количестве ткани очень легко. Пэчворк вообще предполагает много отходов. Другое дело, что отходы эти мастерицы всячески пытаются приспособить к делу, но перед пошивом вещи у вас точно должно быть не менее +20% материала.

Третий вариант. После окончания лепестков пришиваем уголки и к листочкам. Есть ещё один способ — сразу срезать угол по ширине припуска. Я так сделала в случае листьев, потому что они немножко, честно говоря, неквадратные — 9х10 см. И чтобы не путаться с разметкой, я сразу определила линию сопоставления лоскутков. Не забываем при этом оставлять кончики треугольников примерно равномерно с двух сторон.

Всё готово? Идём утюжить!

2. Без утюга, конечно, никак не обойтись. Во время утюжки мы можем подрастянуть элемент или подсобрать его, уложить топорщащиеся швы и криволинейные детали.

В данном случае нам нужно заутюжить швы в направлении от центра к периферии — это проще всего и, обычно, ткань и сама так ложится. Я предпочитаю с материалом не спорить — не переспоришь. 🙂 Разутюживать швы на 2 стороны можно, но это ослабляет сам шов, поэтому, если нам не нужно слишком тонкое изделие, я заглаживаю оба шва вместе. Вначале — изнанка, потом — лицо. Мастерицы советуют утюжить без пара, но у меня без него ничего не получается. Иногда я даже сбрызгиваю лоскуты водой — особенно, когда ткань б/у или стираная. Главный принцип — стараться не деформировать рисунок, поэтому не нужно тянуть ничего по косой, а упор делать на отутюживании швов.

Разутюжка ещё применяется, когда местами очень толстый шов получается, как в центре мотива после сборки цветка.

Вначале обрезаем наши квадраты до расчётной величины, т.е. по 10 см сторона. У цветка нам нужно сопоставить концы уголков и посмотреть, совпадают ли — неплохо совпали, но не факт, что так же будет в итоге. Здесь, конечно, очень хорош роликовый нож. Но мы можем пометить линию отреза карандашом и использовать острые ножницы.

Сшиваем лепестки, фиксируя припуски в уголках. Косяк номер 2 здесь не очень хорошо виден — в одном углу у нас смещение примерно на 0,5 см. Но не зря же мы взяли ткань с мелким рисунком. 🙂 Впрочем, если вы перфекционист, то ещё можно заменить один из уголков, только сначала досмотрите до конца — вдруг не захочется.

После стачивания мотива самое время обрезать излишки — аккуратно, не отрежьте часть узора!

Листики просто обрезаем ровно, не особо вымеряя, потому что в том образце, который мы изучали в части 1, они сидели на стебле. Я не люблю стебли, стволы (особенно) в лоскутных мотивах, они мне кажутся грубыми и тупыми. И наш цветок, на мой взгляд, вполне может парить в пространстве, даже не прикасаясь к листикам. А листочки могут расти совершенно по-своему (см.ниже), да и подрезать их всегда можно.

4. Для окончания композиции нужно все детали разложить на нашем кармане и посмотреть, что получается, покрутить их по-разному и сделать так, как больше понравится.

Я выложу все варианты, которые пришли мне в голову, а вы попробуйте угадать, какой из них я выбрала для шитья? Угадавшему — ништяков!

5. Фон — надеюсь, вы его ещё не порезали. Я покажу косой вариант, по прямой делать проще.

Теперь мы должны довести нашу композицию до нужного размера, я буду считать для размера 30х35 см. Проще всего это сделать, положив наш пэтч на бумагу и обрисовав его. Поскольку наше изделие будет больше, чем лист А4, постольку удобно сделать половину фона. Мы кладём наш мотив строго по средней линии, обводим его карандашом, потом прибавляем припуски на швы и рисуем прямоугольные треугольники и квадрат внизу, где не хватило места.

Лоскутный эфир 335. Вебинар «Лоскутное шитье. Формула успеха».

Из расчётов понятно, что для окантовки цветка нам нужно 2 квадрата 20х20 см ( у второго срежется уголок) и 2 квадрата 10х10 см. Лучше, конечно проверить себя, предварительно выкроив подкладку нужного размера и разложив на ней все бумажные детали фона, не забывая про припуски на швы (можно автоматом прибавлять ко всем длинам по 2 см). Порядок сборки не важен, хотя и запрограммирован. 🙂

После сборки мотив утюжим и готовимся к 3 части моих рассказов, про сборку кармана.

Мастер-класс Создаем пэтч — лоскутный мотив.. Финал

МАСТЕР-КЛАССЫ: Уроки по лоскутному шитью и рукоделию с использованием текстиля (пэчворк, квилтинг, текстильные куклы, тильды, игрушки, авторская одежда)

Главная » Лучшее о лоскутном шитье » МАСТЕР-КЛАССЫ

Как делаются эти восхитительные лоскутные цветы? На первый взгляд — нереально сложно, но на деле — это обычная лоскутная аппликация, суть которой состоит в подборе тканей нужных оттенков с выкладыванием по рисунку. Рисунок-основу можно сделать самим или найти что-то подходящее в интернете. Перенесите его на ткань или шейте прямо по бумаге (в случае с панно или картиной).

Вырезаем фигуры нужной формы из тканей подходящих цветов и накладываем на основу. Первичный крепеж может быть булавочным или клеевым (подойдет обычный клей-карандаш). Окончательное крепление — строчкой зигзаг. Мастер лоскутной аппликации Danny Amazonas никак не обрабатывает срезы ткани, используя ткани как краски. Работа скрепляется стежкой. Но есть и другой способ: Лоскутная аппликация роза с закрытыми срезами »

Простую Вертушку мы уже рассмотрели, а вот еще один более мудреный лоскутный блок от Art Gallery FabricsУсложненная Вертушка с подробным описанием сборки в видео мастер-классе. Основа для подушки, сумки или часть большого сборного квилта. Ищите другие мастер-классы по пэчворку, используя теги на сайте. »

Уроки для начинающих: Один из самых простых блоков в лоскутном шитье на основе треугольников, собранных в подобие ветряка, он так и называется вертушка или мельница. В видео мастер-классе — три варианта сборки: быстрые разрезалки из квадратов и базовый способ — из маленьких кусочков ткани. »

Частая проблема в лоскутном шитье: куда пристроить ткани с крупными принтами? В мелкой сборке они расстраивают узор, поэтому многие лоскутники их просто избегают. Но есть варианты, в которых они выглядят очень выигрышно — это центр блока! Используйте ткани с крупным рисунком для центральной части, они оживят сердцевинку и наладят безотходное производство) »

Идея маленькой сумочки, кошелька или контейнера для сувениров. Мастер-класс по пэчворку с декоративной вышивкой. Приятная работа — милая вещица! Все этапы: от выкройки до вышивки с размерами и процессом. И все — полностью вручную! »

Японское рукоделие неспешно и прекрасно! Вот, например, текстильная вышивка с помощью аппликации из ткани. Все делается полностью вручную, долго и кропотливо (не для тех, кто любит быстрые проекты). Рисуем упрощенный цветок. Делаем выкройки, переносим на ткань, вырезаем с припусками, а затем аккуратно подшиваем к ткани-основе потайным швом. Если роза кажется слишком сложной, можно начать с чего-то попроще, например, с тюльпана из трех лепестков. »

Быстрая сборка: Три вида блока-разрезалки для лоскутного шитья, дающие в результате эффект зигзага. Для работы используется два контрастных оттенка тканей. В основе всех блоков — квадрат, который разрезается на треугольники, а затем на полосы. Когда полосы переворачиваются и меняются местами, получается зигзагообразный узор. От положения готового блока в лоскутном полотне зависит окончательный вид фигуры. Возможно множество вариантов. »

Мастер-класс по созданию уютной сумки-корзинки из квадратных лоскутков. Каждый лоскут украшен ручной вышивкой — достаточно простой, но очень симпатичной. С этой идеей стравится даже начинающий. Для работы не требуется швейная машинка — весь процесс от стежки до вышивки производится вручную. »

Как собрать лоскутный блок Калейдоскоп? Он шьется из равносторонних треугольников с вершиной в 45 градусов. После их соединения получается восьмигранник, который доводится до квадрата прямоугольными треугольниками с четырех сторон. Возможно два варианта соединения блоков, которые дают разный узор. Смотрите все подробности в видео мастер-классе. »

Взгляните, какой красивый лоскутный блок и какая веселая девчонка) Посмотрим, как же он шьется — в этом коротком мастер-классе. Видео на английском, но приспособиться можно. Очень радует сочетание цветов и креативный подход! »