Мастер-класс Создаем кулон «Властелин степи»

Мастерим кулон «Сердечко»

Сегодня я покажу как сделать кулон «Сердечко». Перегородчатая эмаль на серебре вдохновляет многих.

Я хочу приоткрыть тайну ее изготовления.

Шаблон для работы приложен к уроку.

Если в видео некоторые этапы показаны слишком быстро, вы можете посмотреть отдельное видео по каждому процессу.

Итак, нам понадобится:

  • Эскиз;
  • эскиз в цвете;
  • серебряная пластина 999-й пробы толщиной, 0,3 мм;
  • плоская проволока 999-й пробы, 1 м;
  • бейл зажимной;
  • маленькие баночки для промытой эмали (их я купила в Леонардо);
  • цветные эмали. Я использовала 5 цветов. Их номера вы найдете в шаблоне для скачивания вместе с эскизом в описании к видео;
  • перманентный маркер;
  • биндер Klyr-fire;
  • кисточка для нанесения эмали 4/0;
  • ёмкость для промывания эмали;
  • прозрачная эмаль Thompson 2022;
  • клей-карандаш.

Творческих Успехов! С наступающим праздником 14 Февраля!

Мастер-класс: создаем кулон «Ренессанс». Часть 1

Сегодня на примере вот этого симпатичного кулона я подробно расскажу и покажу тонкости процесса изготовления украшений с кабошонами в технике «ювелирного кружева».

Задачи мастер-класса:

1. Научиться использовать бисер в процессе плетения кружева.
2. Научиться расшивать кружево бусинами.
3. Научиться плести многослойные незамкнутые элементы.
4. Научиться сочетать в украшениях кружево и камни.

Материалы:

— кабошоны овальные 25х18 мм — 1 шт, 20х15 мм — 1 шт;
— бусины из тигрового глаза, диаметр 4 мм — 15 шт;
— бусины из тигрового глаза, диаметр 6 мм — 2 шт;
— стеклянные металлизированные граненые бусины «под бронзу», диаметр 4 мм — 4 шт;
— стеклянная металлизированная граненая бусина «под бронзу», диаметр 3 мм — 1 шт;
— нить лавсан №33Л производства ООО «Моснитки» с линейной плотностью 37,5 текс, в два сложения;
— бисер ТОНО №15, цвет 221;
— бисер ТОНО №11, цвет 221;
— бисер ТОНО №8 — 2 шт, цвет 221;
— бисер Delica №11, цвет 22;
— замочек «карабин» — 1 шт;
— колечко двойное — 1 шт;
— колечко разъемное — 2 шт;
— фетр 2 кусочка по размеру кабошонов с припуском;
— кожа 2 кусочка по размеру кабошонов с припуском;
— клей «Момент Кристалл».

Инструменты:

— челноки для фриволите — 2 шт;
— крючок вязальный 0,5 мм;
— «шпилька» проволочная;
— ножницы;
— игла для бисера №12;
— тонкие канцелярские скрепки — 3 шт.

Сложность: выше средней.

Продолжительность около 10 часов.

Порядок работы.

Некоторые этапы работы в этом мастер-классе я буду описывать коротко и фрагментарно, поскольку аналогичной информации в сети очень много, не вижу смысла повторяться. Например, не буду подробно описывать обшивание кабошона бисером или способы скрывания кончиков ниток в кружеве. Зато, в этом мастер-классе, я время от времени буду отвлекаться на незначительные на первый взгляд мелочи, которые могут быть известны не всем. Если конкретный этап работы кому-то отлично известен — просто пропускайте его.

Для начала нам надо обшить бисером кабошоны. Приклеиваем кабошоны на фетр, обшиваем их бисером Delica, наклеиваем на кожу, край кожи оформляем бисером ТОНО №11. Спасибо мастерам бисероплетения, этот процесс описан многократно и очень подробно во многих источниках!
В результате выполнения этого этапа у нас имеется два вот таких симпатичных кабошона!

На фотографии готового кулона видно, что кабошоны соединены между собой, причем верхний более крупный кабошон располагается в кулоне горизонтально, а нижний кабошон помельче — вертикально. Таким образом, нам надо соединить между собой длинную полуокружность крупного кабошона с короткой полуокружностью кабошона помельче. Прошу учесть, что одной точки соединения будет недостаточно, так как в этом случае кабошоны будут при ношении кулона вращаться друг относительно друга. Лучше всего, если точек крепления будет три. Поскольку (вспоминаем школьную геометрию) две кривые сопрягаются только в одной точке, то непосредственно соединить кабошоны можно только в одном месте, в средней точке крепления. В двух же крайних точках крепления наши кабошоны будут соединяться через дополнительные бисеринки. Мне кажется, что более подробно расписывать сшивание кабошонов не имеет особого смысла, вполне достаточно фотографий.

Итак, наши кабошоны сшиты между собой, сшиты надежно. На этом этап изготовления кулона, содержащий только приемы бисероплетения, закончен! Приступаем непосредственно к плетению кружевной части кулона.
Я предлагаю начать с менее сложной на мой взгляд части — с нижней. Хоть она и плетется двумя челноками, но в исполнении несколько проще. Поехали! Для начала — схема.

2, 3, 4, 5 — к(5р5с6р6п5р5);

7, 8, 9, 10 — д(4р4р4р4р4);

Здесь: к — кольцо; д — дуга; п — соединительное пико; с — сцепка; р — бисерина на рабочей нити; ррр — три бисерины на рабочей нити.

Давайте немного ее проанализируем. Кольца под номерами 1-6 плетутся челноком, который я для удобства назову челноком №1. Челноком №2 плетутся дуги 1 — 5 и сложный элемент на третьей дуге. Соответственно, нам надо нанизать на нить челнока №1 — 20 бисеринок ТОНО №15, а на нить челнока №2 — 31 бисеринку.

Вы ведь уже намотали нитки на челноки, верно? Для тех, кто этого не сделал, напоминаю: нитки на челнок наматываем с двух катушек одновременно, чтобы получилась нить в два сложения. При намотке часто получается, что одна нить немного длиннее другой, из-за этого могут возникнуть неприятные петли и провисания. Их, конечно, можно устранять в процессе плетения, но это здорово нервирует и замедляет плетение. Поэтому лучше в процессе намотки устранить саму возможность такого явления. Для этого надо время от времени делать пальцами несколько оборотов челноком.

Тогда ниточки с катушек скручиваются друг относительно друга, получается как бы одна крученая нить, провисания и петель не возникает. Почему я плету нитками в два сложения, обрекая себя на такие сложности, вместо того, чтобы просто взять одну нить, потолще? Дело в том, что после окончания плетения приходится прятать кончики ниток. А это гораздо удобнее делать, разделив первоначальную нить надвое. Одинарная нить, спрятанная между узелками, сплетенными из двойной нити, гораздо более незаметна. Но это, как вы сами понимаете, исключительно мой выбор.
Вернемся к нашей схеме. Чтобы нанизать мелкие, прямо таки ювелирного размера, бисеринки на нить челнока, удобно использовать проволочную «шпильку». Это нехитрое приспособление можно изготовить самостоятельно. Берем кусок проволоки для бисероплетения длиной примерно 6-7 см и сгибаем его пополам. Надо стремиться к тому, чтобы место сгиба было как можно менее закругленным, чем острее будет место сгиба, тем легче будет через него проходить бисер. Обрежьте концы проволоки ножницами, чтобы они были одинаковой длины. Наша «шпилька» готова.

Теперь вкладываем конец нити с челнока между «ножками» шпильки.

Соединив ножки между собой, мы сможем легко надеть на обе ножки одновременно бисеринку. Продвинув бисерину дальше по шпильке, нанизываем ее на нитку.

Действуя таким образом, набираем на оба челнока нужное количество бисера.

И еще немного скучных слов, прежде чем можно будет приступить непосредственно к плетению. Как видно из схемы, кольца и дуги в принципе не представляют из себя ничего сложного для кружевницы, владеющей базовыми навыками плетения. Исключение составляет элемент на центральной дуге. Этот элемент двухслойный, причем кольца первого и второго слоев чередуются, то есть сначала плетется кольцо первого слоя, затем кольцо второго слоя, затем снова кольцо первого слоя и так далее. Ниже я подробно остановлюсь на плетении этого элемента.

Начнем. Для тех, кто до сих пор не плел кружева с бисером, я немного остановлюсь на этом моменте. Все бисерины в этом украшении вплетаются вместо привычных декоративных пико. Согласно схеме может вплетаться одна или три бисерины одновременно. Чтобы бисерина оказалась в нужном месте кольца, вы должны перед плетением кольца отделить требуемое для всего кольца количество бисерин от общего набранного на нить челнока бисера и поместить их на рабочую нить кольца. Когда вам потребуется по схеме вплести бисерину, то вы просто подводите ее к нужному месту, то есть туда, где должно было бы быть декоративное пико, и продолжаете плести дальше. Например, по схеме кольцо №1 содержит 4 бисеринки. Значит мы отделяем от всех набранных на нить бисеринок четыре штуки и помещаем их на рабочую нить.

Остальные набранные бисеринки отодвигаем по нити на челноке подальше и заматываем нить обратно на челнок, чтобы бисеринки не мешали во время плетения. Теперь проплетаем первые пять узлов кольца, подводим одну бисеринку непосредственно к последнему сплетенному узелку и, придерживая бисеринку пальцем, продолжаем плетение.

Еще пять узелков кольца, и еще одна бисеринка вплетается. Продолжаем таким же образом, не забывая сделать соединительное пико. Затягиваем первое кольцо, начало плетению положено!
Продолжаем плести аналогичным образом до центральной дуги со сложным двухслойным элементом. Первая половина дуги до двухслойного элемента плетется как обычно, не забываем сделать соединительное пико для последующего крепления первого кольца элемента к дуге. Это нужно, чтобы наш элемент не поворачивался относительно плоскости кружева при ношении кулона. Затем как обычно плетем первое кольцо двухслойного элемента, это кольцо будет находиться в нижнем слое.

Теперь нам нужно сплести второе кольцо, располагающееся в верхнем слое. Начинаем плести кольцо как обычно до соединения его с первым кольцом. Соединение выполняется за верхнее соединительное пико первого кольца. Располагаем уже сплетенную часть кольца второго слоя поверх кольца нижнего слоя и выполняем обычную сцепку. Для удобства можно слегка отогнуть нижнее кольцо назад.

Далее заканчиваем кольцо верхнего слоя обычным образом.

Затем нам нужно сплести второе кольцо нижнего слоя. Плетем 4 узла до сцепки с первым кольцом нижнего слоя, отгибаем кольцо верхнего слоя вверх и немного влево, выполняем сцепку колец нижнего слоя.

Плетем второе кольцо нижнего слоя до сцепки с верхним кольцом. Придаем верхнему кольцу прежнее положение и выполняем сцепку.

Заканчиваем второе кольцо нижнего слоя и затягиваем его.

На очереди второе кольцо верхнего слоя. Его надо соединить с первым кольцом верхнего слоя. Выполняя эту сцепку, надо отогнуть кольцо нижнего слоя назад.

Плетем до сцепки с кольцом нижнего слоя. Затем придаем кольцу нижнего слоя первоначальное положение и выполняем сцепку.

Заканчиваем и затягиваем второе кольцо верхнего слоя.

Осталось сплести последнее третье кольцо нижнего слоя. Оно плетется так же, как и второе кольцо нижнего слоя. Внимательно выполняйте все сцепки, и все получится. Теперь двухслойный элемент готов.

Можно сплести вторую половину дуги, а затем закончить плетение нижней части кулона.

Теперь осталось только аккуратно заправить концы нитей между узлов кружева. Обычно я рекомендую оставить один из самых длинных кончиков незаправленным, его можно использовать для дальнейшего расшивания кружева бусинами.

На этом первая часть мастер-класса закончена. В следующей части я расскажу, как плести боковые кружевные детали кулона.

Дерево

Среди четырёх времён суток Дерево связано с утром, временем восхода, сторона стихии Дерево это восток – место восхода солнца, весной года является весна, время пробуждения жизни. Таким образом, мы видим, что стихия «Дерево» очень тесно связана с качеством жизни зарождающейся. Архетип дерева это пробивающийся испод земли росток или набухающие на ветке почки. Это медленное, густое, тугое, наполненное внутренним усилием, всепреодолевающее, исполненное витальной силой движение.

Вот и мазок, соотносимый с этой стихией необходимо наполнить выше описанными качествами.

Поднимемся теперь на уровень выше и обнаружим, что некоторые окружающие нас элементы флоры и фауны на всю свою жизнь продолжают быть пропитаны этими качествами изначальной витальности. Среди цветов таковым стоит назвать лилию с её прямым стеблем, сильной, неспешной линией цветка и столь же густым и сильным ароматом.

Ниже вы увидите рядом мои рисунки лилии в китайском сосуде династии Сун и знакомый Вам древнекитайский иероглиф дерево. Посмотрите сколько всего их объединяет: укоренённость, центральная вертикальная линия стебля-позвоночника, густые округлые сильные, ориентированные на рост линии.

Обратившись к внутреннему содержанию стихии Дерево, мы найдём его подобным ветру, наполняющему парус, подобным силе быка, вспахивающего поле, да и сам бык всем своим мощным, плотным телом демонстрирует нам пример наиболее характерного проявления элемента «Дерево». Столь же великой внутренней густой, истинно бычьей мощью обладает дуб. Возможно, именно поэтому в Древней Греции бык был проявлением Зевса среди животных, а дуб – среди растений. К этой же стихии мы можем отнести и другое истинно греческое дерево – оливу.

Фрески с быками наполняют критские дворцы древнейшей из греческих цивилизаций, те самые дворцы которые позднейшая легенда населила чудовищем с головой быка и телом человека – минотавром. Другим символом, схожим с быком по своей архаичной форме украшающим фрески минойской цивилизации является подобный эмбриону дельфин. Именно он среди подводных обитателей будет для нас представлять стихию Дерева.

Вообще если уж мы начали говорить про культурный контекст, то именно культура архаичной и древней Греция с её мощными, укоренёнными, очертаниями, Греция, архитектуру которой мы не можем представить без, подобной стволу небесного древа, колонны. Именно архаичная греческая культура лучше всех отражает весь спектр качеств элемента Дерево. Да и сами посмотрите, насколько в этих композициях разные элементы продолжают друг друга.

Главными героями архаического греческого искусства были уверенные в себе юноши и девушки, медленно и уверенно шагающие вперёд с прямой спиной, расправленными плечами, раскрытой и наполненной уверенностью грудью и столь же сильным, прямым, обращённым в будущее взглядом и конечно же улыбкой на губах. Эти статуи называют куросами и корами. Именно они лучше всего и демонстрируют нам состояние стихии Дерево, да и вспомним древнекитайский иероглиф дерево с его прямым позвоночником, сильной опорой и несгибаемой волей к росту, не двойник ли этот иероглиф с греческом куросом?

Именно от этих архаичных греческих статуй я отталкивался, когда писал ниже следующие портреты.

Но был и другой период в европейском искусстве, который мы так же можем связать со стихией Дерево. В эту эпоху, как и в период греческой архаики, европейская цивилизация переживала очередную свою весну и новое обновление. Речь идёт про период Романики или Романского стиля в XI- XIIIвеках. И вновь мы видим всё те же признаки: с картин на нас смотрит прямой сильный, уверенный взгляд людей, написанных очень просто, безыскусно и при этом гармоничных в своей простоте. Колонны романских храмов соединились в мощную арку и будто бы взломали каменистую горную почву, сдвинув камни, рельеф которых образовал крыши романских соборов. Да и если вспомнить основных героев этой эпохи: рыцарей-крестоносцев, сила которых была в прямом, безыскусном но очень сильном, наполненном фанатичной верой действии. Не это ли пример ростка, который готов сдвинуть любую глыбу на пути к спасительному свету?

Напишем же теперь пейзаж, который можно сопоставить со стихией «Дерево», пейзаж в котором будет и дубрава и греческий храм.

Среди эмоций и чувств с Деревом связывают гнев и стоящую за ним жажду контакта. Имеется в виду не вспышка ярости, а то постоянное недовольство окружающим миром, которое побуждает проверить однажды на прочность свои убеждения в диалоге, а иногда – в споре. И это тоже есть важный атрибут элемента Дерево, тесно связанный с борьбой за существования в самом плотном контакте с физической реальностью, это же и есть искусство сократических диалогов, умение постоянно поддерживать контакт. Физической опорой для столь ярких мощных витальных чувств является самая горячая среди внутренних органов печень и её напарник желчный пузырь, – оплоты борьбы с внутренними нашими врагами-ядами.

Медленная, мощная, исполненная жизненных сил стихия Дерева для нашего жёсткого, острого, несущегося с безумной скоростью мира кажется древней, архаичной, ушедшей. Возможно именно поэтому изогнутые вертикально ориентированные, подобные ветвям очертания древнекитайского стиля Чжуань шу так хорошо продолжают рисунки, написанные в стиле «Дерево».

В живописи у-син движение наделяется большим значением и если вы чувствуете нехватку этой медленной, всё преодолевающей силы непреклонной уверенности в вашей жизни, то следует работать с этим движением.

Соотнося цветы, деревья, животные и пейзажи с элементами у-син мы подобны режиссёру фильма, подбирающего лучших актёров для уже существующих ролей. И здесь стоит задать вопрос: существует ли некая связь между обликом актёра, его манерой двигаться, говорить и его попаданием в роль? Мне кажется, эта связь очевидна. И здесь мы снова вспомним про качества у-син.

Самым ярким героем стихии Дерево будет актёр Дэниэл Рэдклиф и его знаменитая роль Гарри Поттера. Давайте всмотримся в черты его лица. Очень устойчивое лицо, покоящееся на мощной шее, состоящее из прямых, густых и сильных стержневых линий. Через это лицо с нами говорит роль малыша, в течение 8 серий с 2001 по 2022 год выраставшего на наших глазах из скованного жизненными обстоятельствами мальчика в настоящего античного героя, выдержавшего все испытания и победившего воплощение мирового зла. Как тут не вспомнить про образ семечка, пробивающегося через асфальт. Мне кажется, одним из секретов успеха этого фильма был правильный выбор главного актёра, в линиях лица которого уже зашифрована основная линия сюжета серии романов о мальчике волшебнике.

Система у-син в китайской традиции опутывает связями всё воедино, включая и календарь и то, что мы бы назвали «астрологией», хотя никакой астрологией по факту это не является, но речь идёт о связь личности человека и дня его рождения. Для большинства китайцев именно расклад пяти стихий в т.н. четырёх столпах судьбы их дня рождения определяет их имя. Рассмотрение структуры китайского календаря выходит за пределы данной статьи, тем более, что на сайте есть отдельная статья, посвящённая данной теме. Но здесь скажем, что четыре столпа судьбы это четыре пары знаков, соответствующих году, месяцу, дню и двухчасовому периоду рождения человека. Наибольший вес среди четырёх имеют те два, что связаны с днём рождения, самый важный из этих них называется «Небесный ствол» дня рождения. Так вот, по чистому совпадению Небесный ствол дня рождения Дэниэла Рэдклифа это знак Цзя 甲, соответствующий стихии «Дерево».

Металл

Металл – полная противоположность Дерева. Если Дерево – это восток, то Металл – запад, Дерево связано с весной и восходом, а Металл – с осенью и закатом, если дерево это рождение жизни, то минорная тема металла пропитана мистическими, а иногда и меланхоличными нотками перехода в мир иной.

Вспомним слова Лао Цзы «Человек, рождаясь, мягок и нежен. Умирая, он тверд и напряжен. Когда все вещи, трава и деревья, живут, они мягки и гибки. А умирают они сухими и жесткими. Посему жесткость и напряженность – спутники смерти, мягкость и нежность – спутники жизни.»

Формы очертания мазка металла подобны заточенной рапире, сабле или клинку: острые, холодные, секущие, быстрые, жёсткие, а иногда и хрупкие.

Этот мазок идеально подходит для изображения сухой осенней травы, охотящейся в камышах цапли или стремительной, словно торпеда, рыбы меч.

Среди деревьев клён, царствующий в осенних лесах, мог бы стать одним из лучших воплощений стихии Металла. На ниже следующей картинке вы найдёте Кленовый бонсай в японском фарфоровом сосуде XVIIвека.

Здесь хочется сказать, что японское искусство пронизано темой острия меча, темой металла. В ниже приведённой композиции взгляд режут острые края крыш императорского дворца, подобны лезвиям ножа очертания кимоно сёгуна, чисты как лезвие ножа освобождённые от деталей поверхности картин, лишь написанный безупречным фехтовальным движением бамбук прорезает пустоту листа. Все её элементы рассказывают нам про одно и то же состояние и насколько это состояние близко к тем чувствам и эмоциям, которые традиционно связывают с Металлом – чистота, одиночество, иногда – грусть.

Вообще не только Японская, но и Китайская и вообще эстетика дальневосточного монохромного искусства буквально соткана из линий Металла. Линии бамбука, травинок орхидеи очень часто дополнены острой каллиграфией. И если задаться вопросом, какой именно каллиграфический китайский стиль лучше всего отражает качества Металла, то это будет полу скоропись императора Хуэй Цзуна которую чаще всего сравнивают с золотой иглой .

Другой культурой, искусство которой достаточно ярко передаёт качество стихии Металл это древний Египет, с его ориентацией на запад, на сторону заката солнца и царства смерти. Другим значением иероглифа Металл является Золото, один из материалов, над которым время не имеет власти, металл бесcмертия, столь значимого для древних Египтян.

И теперь посмотрим на произведения Египетского искусства, насколько в них проявлены эти столь узнаваемые качества стихии Металл, выраженные в с одной стороны острой и жёсткой, а с другой – надёжно охватывающей фигуры, капсулирующей их линии.

У искусства Египетской цивилизации был долгий след в мировой истории. В начале 20 века в том числе и из подрпажания Древнему Египту родилось искусство Ар деко с его подобными древнеегипетским саркофагам автомобилями и небоскрёбами, которые столь много взяли от храмов древних богов. На языке цветов эти два мира объединяют острые, жёсткие, устремлённые очертания цветка стрелиции.

Ну и теперь напишем стрелицию в вазе ар-деко мазком металла.

И чтобы далеко не уходить от темы Древнего Египта – египетский портрет и танцующего фараона.

Стихия Металла, подобная летящей стреле или кинжалу одновременно близка и пространству готики и миру современного мегаполиса, переполненному жёсткими, острыми и напряжёнными линиями.

Что касается актёров, чей внешний облик дал им идеальные «металлические» воплощения, то здесь мы вспомним про Орландо Блума и то, как его острые, холодные, утончённые, благородные, законченные черты лица, подобные рапире или кленовому листу проявили себя в роли эльфа Леголаса из Властелина Колец или утончённого рыцарственного персонажа по имени Уилл Тёрнер из Пиратов Карибского Моря. Ну и знак дня рождения Орландо по китайскому календарю называется 庚и опять же по чистому совпадению соответствует стихии Металл.

Здесь самое время немного порассуждать о взаимном соответствии жанров и пяти элементов у-син. Как, мы поняли из предыдущей части, стихия «Дерево» это приключение с достаточно линейным развитием сюжета, суть которого будет заключаться в прохождении героем серии приключений и инициаций. Безусловно, это один из самых древних сюжетов в мировой истории, эпосы о похождении Гильгамеша, Геракла, Одиссея и многих других героев античности являются наглядными примерами подобного сюжета.

Теперь обсудим антагониста Дерева – элемент Металл. Среди множества жанров литературы с элементом Металл больше всего связан детектив, суть которого заключается в прояснении, выстраивании связей. Детектив подобен интеллектуальному фехтованию, детектив затачивает ум, подобно бритве, ведь чистый детектив всегда лишён эмоций и прочих ярких красок, дабы помочь зрителю в кристаллизации истины, разделении изначального хаоса на свет и тьму. Поэтому и образ лучших в истории детективов Эркюля Пуаро и Шерлока Холмса лишён эмоций, пристрастности и до некоторой степени человечности.

Огонь

Теперь перейдём к следующей паре стихий антагонистов: Огонь – Вода. Для китайской традиции пара Огонь- Вода является воплощением полярностей начал Ян и Инь. Огонь вздымается вверх, выстраивая вселенскую вертикаль, а вода, стекая вниз, заполняет горизонталь. Есть и множество других отличий в проявления китайского : жара/холод, сухость/влажность, свет/тьма, юг/север, лето/зима и т.д.

Итак, начнём с Огня. Устремлённый вверх, невероятно пластичный, быстрый, горячий, хлёсткий, сухой, иногда согревающий, иногда жалящий – всё это проявления огненной стихии.

Огонь – самая быстрая из пяти стихий и движение, которым мы его будем рисовать похоже на взмах кисти.

Такими быстрыми, решительными взмахами мы можем, например, написать молодые листья персика, фикуса или сирени. Сравнение листвы и огня интуитивно понятно, они – самая динамичная часть дерева, листва дерева быстро разгорается весной и мимолётно затухает осенью, ещё Есенин писал о листьях: «Люблю, когда на деревах огонь зеленый шевелится», да и вспомним внутренние связи пяти стихий у-син, где порождаемое водой Дерево в свою очередь должно породить Огонь.

Среди деревьев наибольшее сродство со стихией огня демонстрирует кипарис. Не только из-за его свече образной кроны, сами его ветви, пластика линий ствола старых тысячелетних кипарисов и небольших бонсаев, имеют пламенеющий характер.

В круге порождения пяти стихий Огонь следует за деревом. Сезон Дерева- это ранняя весна, когда в морозной земле прорастают первые ростки, а на не проснувшихся окончательно от зимней спячки ветках начинают набухать почки, Огонь же сопоставляют с поздней весной и ранним летом это прежде всего май и июнь, когда природа пребывает в фазе самого активного роста.

Среди цветов самым ярким представителем стихии Огня будет степной тюльпан с его остроконечными лепестками и подобными извивающимся язычкам пламени листьями. Как и в случаях других стихий Тюльпан мы поместим в сосуд, связанный с определённой культурой. Это безусловно должен быть сосуд с намёком на Скифскую, Среднеазиатскую или Ближневосточную культуру, ведь изделия расположенного среди жарких пустынь, степей и гор южного края, ныне объединённого мусульманской цивилизацией, как никакие другие подходят для иллюстрации особенностей огненной стихии.

Если бы мы попытались превратить эту композицию из степного тюльпана и огненного кувшина в птицу, он взмыл бы в воздух чудесным павлином, превратился бы в верблюда, несущего через пустыню драгоценный груз, либо стал скатом, парящим среди океанских просторов.

Другим существом, которое могло бы стать полноценным воплощением стихии Огонь может стать Мангуст, небольшое, но невероятно подвижное и смелое существо, способное вступить в открытый бой со змеёй и победить сильного противника, это настоящий Рикки Тикки Тавви.

И далее, пытаясь изобразить портрет мазками Огня, танец Огня или пейзаж Огня мы не уйдём далеко от ближневосточной и индийской тем.Поэтому и пейзаж Огня будет пустынным.

Если попытаться освободиться от формы и найти каллиграфию Огня, то самым близким к Китаю было бы Монголькое и Манчжурское письмо. Возможно так же – арабская каллиграфия или некоторые виды китайской скорописи.

Часто меня спрашивали, в чём же разница между огнём и металлом, ведь оба движения быстрые, стремительные острые. Прежде всего здесь вопрос в ощущении температуры, линия металл более долгая, холодная, а огня – короткая, горячая. Ещё проще разницу можно объяснить разницу между огнём и металлом сопоставив образы движений фехтовальщика – самурая и стрелка – ковбоя. Движения самурая подобны металлу, а ковбоя – огню.

Вот и ковбойское кино можно было бы сопоставить со стихией Огня. Актёром же, который лучше всего проявляет качества стихии Огонь как в динамичных линиях своего лица, так и в большинстве своих запоминающихся ролей является обаятельный и невероятно харизматичный Харрисон Форд. Стоит только вспомнить его роль Индианы Джонса. Вспомним неотъемлемые атрибуты этой роли: шляпа, хлыст и револьвер, все эти вещи, так же очень хорошо воплощают качество стихии Огня. Конечно же и здесь я не могу не вспомнить, что в соответствии с китайской традиционной календарной системой личности Харрисона Форда соответствует иероглиф Дин 丁, соотносимый со стихии Огня. Однако, следует помнить, что это не больше, чем приятное автору совпадение.

Вода столь же динамична, пластична, сколь и огонь, но в остальных качествах – противоположна.

Мазок воды основан на вращении кисти в пальцах и растягивании линии до бесконечности. Линия Воды – бесконечна, текуча, изменчива, иногда стремительная, иногда вялая при этом лишена любых углов и даже намёка на стержень, позвоночник, совсем как тот иероглиф, что вы видите выше.

Как было отмечено выше, у воды в отличие от Дерева и Металла нет внутреннего стержня, поэтому и рисовать этим мазком лучше всего подводный мир: Медузы, Водоросли, гиганты Киты, — все они подчиняются долгим вихрям подводных течений.

Некоторые сухопутные формы сами подобны вихревым потокам. В пример можно привести Бонсай из Винограда, который я разместил в барочно-эллинистической вазе.

Почему я на этом рисунке посадил дерево Диониса в эллинистический сосуд? Прежде всего из-за глубинного внутреннего их сродства. Вспомните эти вихри эллинизма, античного предка барокко, вспомните эти змеи, оплетающие фигуры Лаокоона, его сыновей и фигуры богов и титанов Пергамского фриза, вспомните голову Медузы Горгоны в исполнении Бернини, вспомните это невероятное проживание чувства, экстатического страдания на этих лицах, – всё это лики стихии Вода. Возможно вы видите на их лицах оттенки страха, так и должно быть, ведь именно Страх в соответствии со системой у-син является негативным эмоциональным проявлением стихии Вода. Есть и позитивное эмоциональное проявление, но о нём – позже.

И как, глядя в лицо медузы Горгоне не замереть от её сходства с Хризантемой, Хароном мира цветов. Именно таково соответствие Воды жизненным стадиям, это Зима, Ночь, Пограничная со смертью старость и внутриутробный период – время преодоления границы миров.

Линии воды невероятно плавные и помимо хризантемы, другим цветком, который мы могли бы назвать проявлением Воды является кала. Многое становится понятно, если поставить её в каплевидную, подобную лебедю фарфоровую вазу из эпохи романтизма.

Все вышеприведённые рисунки дополнены каллиграфической надписью, выполненной в стиле Ли Шу, для которого характерны волнистые линии и предпочтение ширины перед высотой. В этом отношении Ли Шу воплощает свойство воды стекать и задавать мировую горизонталь. В XI–XIIIвеках Стиль лишу был творчески переосмыслен каллиграфами династии Сун и в результате появился очень близкий к стихии Вода стиль полу-скорописи полу – устава. Ниже – произведения знаменитого каллиграфа Чжао Мэнфу, являющие вершину данной задумки: очертания иероглифов округлые, линии плавно перетекают друг в друга.

Многие произведения искусства династии Сун буквально пропитаны стихией Вода, ведь это эпоха великого перехода для китайской цивилизации. После уже будет Монгольское завоевание и дальнейшее китайское искусство сильно изменится.

Время и содержание сакрального перехода в истории европейских стилей лучше всего отражается в модерне начала XXвека, в его длинных, извилистых, ослабленных а иногда и вялых линиях, в том погружении в подводное царство, эффект которого часто создавали архитекторы и художники того времени. И это было очень искреннее отражение духа эпохи, накануне войн, революций и других перемен безвозвратно изменивших наш мир.

Вот и я создал подводный пейзаж, с домом в стиле Модерн.

И вновь поговорим о лицах наших любимых актёрах. На сей раз – про исполнителя роли волшебника Гендальфа Йена Маккеллена в фильмах Питера Джексона Хоббит и Властелин Колец. Его черты лица округлые, мягкие, можно даже сказать добрые, подобны водным потокам. Из этих качеств вытекают важнейшие для роли Гендальфа качества персонажа, который на протяжении всего фильма объединяет всех героев, вдохновляет их и способен струйкой воды обогнуть острые углы и любые затруднения. И то что Гендальф – старец так же очень важно для стихии Воды, связанной в системе соответствий у-син с противоположностью огненной юности, то есть с преклонным возрастом. Ну и конечно же от автора не ускользнула важная деталь. Небесный ствол дня рождения актёра Йена Маккеллена связан именно с иероглифом 壬, то есть с качеством «Воды». Так в очередной раз реальность наших эстетических умозаключений и реальность китайской календарной системы сошлись в одной точке.

Теперь попробуем найти кино, которое мы могли бы сопоставить с элементом Воды. Это, прежде всего будут такие фильмы Тарковского, как Солярис, Сталкер или Жертвоприношение. Долгие, созерцательные, погружающие вглубь, часто демонстрирующие нам водные потоки, конечно же эти фильмы погружают нас в состояние Воды.

ПОЧВА

Так мы прошлись по кресту Дерево – Металл – Огонь – Вода. Осталась Почва.

В разных схемах расположения элементов у-син Почва располагается в разных местах: либо в центре, либо на конце звезды, противоположном Воде. В схеме порождения Металл рождает Воду, Вода рождает Дерево, Дерево – Огонь, Огонь – Почву, а Почва – Металл, в то же время Металл – подавляет Дерево, Огонь подавляет Металл, Вода подавляет Огонь, а Почва подавляет Воду.

Так, что система у-син пронизана сетью взаимосвязей. Почва в этой системе выполняет центральную роль, она уравновешивает остальные четыре стихии, стабилизирует систему. Стоит только посмотреть на иероглиф Почвы и многое становится ясно. Он всей своей композицией говорит о самом важном качестве почвы – покоиться на месте.

Иероглиф Почвы образован перпендикулярными вертикальными и горизонтальными элементами, если представить себе как конструкция, подобная ему может двигаться, то его нужно будет либо переставлять с места на место, либо перекатывать с грани на грань, подобно камню.

Вот и живописный приём, соответствующий Почве, содержит в себе прерывистое движение, подобное перекатыванию камня с грани на грань. Это может быть расстановка точек, либо создание угловатых линий, подобных сколотым каменным поверхностям.

Композиция из цветка и сосуда на сей раз будет более чем экзотическая. Это цветок Протея, для которого характерны столь сильные, угловатые, суховатые лепестки, поставленный в сосуд одной из неолитических китайских цивилизаций Луншань. Ведь что лучше передаст стихию Почвы чем сосуд из каменного века?

И сразу же попытаемся достичь эффекта перевоплощения, превратив иероглиф стихии Почва в человека. Его главным качеством будет устойчивость, возможно он будет римским Патрицием, либо шаолиньский монахом. Они оба, будто вытесаны из камня.

А может быть это будет подобный горе ассирийский царь Ашшурбанипалл с барельефов его дворца?

Если говорить о других проявлениях, связанных со стихией почвы, то здесь мы должны понимать, что важным и определяющим качеством будет медленная уверенная и устойчивая линия, фиксирующая форму и тормозящая взгляд. А что лучше тормозит взгляд, чем шероховатость краёв, подобная той, что мы часто замечаем на камне? Подобным свойством обладает линия листьев обладающего истинно римской стойкостью лавра, либо подобная дракону китайская горная сосна. Обе эти структуры невероятно сильны в своей торжественной медлительности.

В горной сосне есть многое от дракона: изгиб, неспешность, вес, чешуя. Многие рептилии обладают этими качествами и так же могут быть причислены к стихии Почвы и написаны соответствующим похожим на камень мазком. Покажем ниже крокодила, написанного мазком почвы.

Другими представителями фауны «Почвы» могут считаться большинство членистоногих, будто собранных из отдельных камней.

Если мы попробуем найти проявления Почвы среди парнокопытных, птиц или подводных жителей каждый раз мы будем находить очень сильное, а иногда и воинственное существо. Среди птиц – орёл, среди парнокопытных – горный баран, среди рыб – акула.

Аспект воинского действительно является важным проявлением стихии Почвы.

В Китайской традиции многое связано с пятью стихиями у-син. Как уже было замечено выше принцип пяти стихий очень важен для построения китайского традиционного календаря. Важнейшей такой календарной последовательностью является последовательность десяти небесных стволов, пяти пар знаков, где каждая из пар соотносится с одной из стихий у-син Цзя甲, И 乙 (Дерево) , Бин 丙, Дин丁 (Огонь), У 戊, Цзи己 (Почва), Гэн庚, Синь辛 (Металл), Жэн壬, Гуй癸 (Вода).

Заметив, что в этой последовательности соотнесённые с Почвой знаки У 戊и Цзи 己находятся посредине. Учитывая, что данная последовательность описывает жизненный процесс от зарождения до исчерпания сил, на два знака Почвы приходится та часть, что связанна с достижением апогея возбуждения и переходу в седативную фазу. Именно на стыке двух знаков У 戊и Цзи 己Янская сила, возбуждающаяся в первых пяти знаках доходит до максимума и переходит Иньсую половину цикла. Таким образом, знак У 戊 это самый мощный и воинственный знак из десяти небесных стволов. И алебарда/клевец 戈, являющаяся составной частью иероглифа – не случайна, как не случайно и звуковое совпадение знака У 戊 и известного многим из сочетания Ушу первого знака У 武, в котором так же есть алебарда/клевец, ведь его значение – воин. Соответствующий Почве знак У 戊от иероглифа воин У 武отличается только тоном произнесения этого самого У. Китайцы, как правило опасаются столь сильного знака и в день У в храмах, не проходит богослужений и все ритуалы откладывают на лучшее время. Фаза Почвы это время, когда потихоньку образуются и созревают плоды, это излёт лета, когда энергия набирает вес.

В предыдущих частях статьи каждой из стихий мы поставили в соответствие цивилизаций и культур стихиям. С Почвой лучше всего соотнести такие изначальные цивилизации, как ассиро – месопотамская и мезоамериканская, от которых нам достались ступенчатые зиккураты и пирамиды.

Вообще качество устойчивости, ступенчатости, угловатости, неотёсанности, очень важно для стихии Почва. Важны так же и зазубринки, углы, когти, которыми эти цивилизации стремятся зацепиться за окружающее пространство. Эти же элементы создают и ощущение воинственности, властности. Если мы говорим о каллиграфии, то это могут быть элементы шумерской клинописи, либо фрагменты уставного китайского Кай шу,

Пейзаж Почвы будет горным, ведь ничто кроме гор столь сильно не связано с обсуждаемой нами стихией и конечно же наш пейзаж не обойдётся без пирамиды- зиккурата.

То же мы можем сказать и про римскую цивилизацию, столь ценившей силу и власть.

Итак, Почва это прежде всего вес, устойчивость, угловатость, власть, а иногда и воинственность. Лучше всего данные качества иллюстрирует своим мощным лицом актёр Шон Бин, лицо которого, будто бы возникло в результате столкновения двух тектонических плит. Мощь этого драматического конфликта проходит через большинство известных ролей Шона Бина, таких как Боромир во Властелине Колец или Старк в Игре Престолов. Образ Шона Бина очень архаичный, что и позволяет ему легко рождать на экране средневековых персонажей. И конечно же автор заглянул в его китайский гороскоп и должен сказать, что основной иероглиф гороскопа Шон Бина связан именно со стихией Почвы.

Вспомним теперь картину ассирийского барельефа, повествующего об охоте Ашшурбанипалла. На ней вы человек – гора, который своим спокойствием и мощью подавляет огненного страстного льва. Но когда такому человеку не удаётся справится со своими эмоциями, у него случается тектонический разлом, подобный тому, что часто происходит в ролях актёра Шона Бина.

И здесь мы получаем ключ к теме эмоций в у-син. Почве будут соответствовать и Спокойствие, как позитивное проявление и наоборот – раздумия, беспокойства.

Несколько слов в заключение

Друзья, выше вы увидели пример того, как можно найти увидеть действие пяти стихий у-син в окружающем нас мире, начав с растений и цветов и закончив пейзажем, увидеть их действие от абстрактных иероглифов и до весьма конкретных людей. Это попытка вернуться в современном нашем мире, разрывающемся между постмодернистским плюрализмом и жёсткостью наукообразного натуралистического подхода к метафизическому, многоуровневому, восприятию мира, увидеть явления окружающего нас мира не с точки зрения десяти тысяч несвязанных друг с другом форм, а как проявление высшего мета-принципа. Можно даже сказать, что тот подход, который вы увидели выше есть новый тип мышления, который можно было бы назвать эстетической логикой.

Опишем ещё раз наш подход. Его первое основание заключается в предположении о целостности формы и содержания, внутреннего и внешнего, физического и мета-физического. Допуская подобную целостность, мы стремимся не только узреть во внешних формах некую типологию, но и взойти выше, осознать, понять почувствовать содержание принципов Дерева, Огня, Почвы, Металла и Воды, взойти через движение от формы, к идее и наоборот понять какая форма является наиболее подходящей для той или иной идеи.

Живопись у-син это невероятное личное исследовательское приключение, цель которого вернуть в привычный и местами надоевший окружающий мир присутствие тайны. Начинается он с активного созерцания объектов внешнего для нас мира и исследовании нашей прежде всего телесно – дыхательной, если можно так выразиться, реакции на натуру. На этом этапе достигается ощущение контакта с натурой. Затем мы пытаемся создать целые группы таких элементов, объединённых общностью неких внешних эстетических признаков и ощущений, что возникают в нас при созерцании. В этом путешествии путеводной звездой для нас является концепция пяти элементов у-син. Следующим этапом является тест: нам необходимо написать созерцаемую нами натуру, подобрав наиболее адекватный художественный приём, опять же связанный элементами с у-син. Эксперименты стоит продолжать ровно до того момента, пока не возникнет ощущение попадания в ощущение. На первых этапах придётся много работать с техникой, чтобы цветок был похож на цветок, а птица – на птицу. Философия У-син здесь присутствует в том числе и потому что это целостная система, ведь в итоге нам нужно будет чтобы всё сходилось на уровне взаимосвязей порождения и подавления. Таким образом мы достигаем холистического эффекта, пытаемся выстроить наш мир нашего опыта в согласии с целостной непротиворечивой системой.

Ещё один важный шаг мы можем сделать изучая историю стилей – целостных эстетических систем, объединённых в то же время определённой идеей. Так, Барокко рассказывает нам о том, как можно визуализировать страсть, Рококо – флирт, Классицизм – про идею порядка и регулярности, а древнеегипетское искусство расскажет про идею бессмертия. В то же время все вышеприведённые стили так же говорят с нами на языке линий и поэтому могут прекрасно дополнить нашу целостную эстетическую систему. И здесь, среди линий древних скульптур, фресок и картин мы неожиданно можем увидеть себя, свою внешность, познакомиться со своей натурой, ведь у нас уже есть все ресурсы, чтобы посмотреть на себя отстранённым взглядом. Как раньше мы перевоплощали растения и цветы в животных, в здания и пейзажи и людей, так же мы теперь можем поступить и с отражением в зеркале и тем самым найти в этой гигантской целостности место и для себя.

В этом большом исследовании мы подобно герою китайского эпоса «Путешествие на запад» спускаемся на дно океана и возносимся на небеса, переносимся во времена древнего Египта, и возвращаемся в современный мегаполис. Мы пускаемся в это авантюрное творческое путешествие не только из интереса, но и для того чтобы вернуть целостность нашему внутреннему миру, сделать восприятие внешнего мира более живым, одушевлённым.

Если Вам понравилось так путешествовать, зову Вас ещё в одно такое путешествие, на сей раз мы будем исследовать мировую историю с точки зрения у-син. Вот ряд моих небольших статей на эту тему.

Выше я на пяти примерах поделился собственным опытом взаимодействия с миром живописи у-син. Но я точно не хотел бы превращать это в догматизм, тем более множество аспектов нами так и не были охвачены в данной статье. Например, то что у каждой стихии есть свои Ян и Инь проявления. Грубо говоря Дерево Ян – это изначальная сила ствола, а Дерево Инь это уже утончённая гибкая сила ветви. У той же воды есть разные аспекты, например, Пион вместе с Индюком рассказывают нам историю о волне, разбившейся в подобной облаку пене прибоя.

Да и если задуматься, простая информация, полученная извне, вроде того что, тюльпан это Огонь, а лилия – Дерево нам совершенно ничего не даёт. Нам необходимо пережить опыт сомнения, поиска решения, родить наше решение из самой глубины переживания, выпестованного в плотном контакте с натурой. Лучше спросить себя – а какую историю нам рассказывает та или иная натура, так мы сможем понять, что одна конкретная натура может содержать в себе целый комплекс стихий, связанных в целостный образ.

Роза расскажет нам другую романтическую историю. В своих лепестках она подобна страстной девушке, закованной в испанский жёсткий корсет стебля листьев. Так, что ещё раз хочу заметить, что самое важное здесь – личный опыт взаимодействия, остальное уже прилагается. И это мы ещё не говорили о готических одуванчиках..

Так, что ещё раз хочу заметить, что самое важное здесь – личный опыт взаимодействия, остальное уже прилагается.