Мастер-класс Создаем эффектные серьги в технике «цумами канзаши»

Мастер класс по созданию изумительных цветов в технике канзаши

Все большую популярность среди неугомонных мастериц приобретает создание цумами канзаши своими руками. Эта оригинальная техника рукоделия пришла к нам из Страны Восходящего Солнца. В основе цумами канзаши лежит оригами – традиционное японское искусство складывания поделок из бумаги. Вот только в данном случае складывают не бумагу, а квадратики из натурального шелка, которые превращаются в удивительные цветы и цветочные композиции.

  • Видео-азы кропотливого японского искусства
  • История и символика цумами канзаши
  • Основные виды канзаши
  • Сезонная классификация хана-канзаши
  • Мастер-класс: создаем цумами канзаши своими руками
  • Техника создания острых лепестков для хана-канзаши
  • Техника создания круглых лепестков для хана-канзаши

Видео-азы кропотливого японского искусства

Появлением шелкового оригами мы обязаны гейшам, которые в дополнение к изысканным кимоно, причудливому макияжу и расписным веерам стали создавать вычурные прически, украшенные цветами из ткани. Поскольку в традиционном японском женском костюме не допускается использование ожерелий и наручных украшений, декорирование причесок стало одним из главных способов самовыражения. Изначально цветы из шелка предназначались для украшения шпилек, гребней и палочек в прическах гейш, но со временем они приобрели более широкое признание в японском обществе. Вплоть до середины 20-го века канзаши были не просто модным аксессуаром, а показателем социального статуса японки, по которому можно было судить о ее принадлежности к определенному слою общества, о замужестве и даже количестве детей.

История и символика цумами канзаши

Искусство цумами канзаши своими корнями восходит к 17 веку, ко второй половине периода Эдо, когда японки начали создавать сложные прически, щедро украшенные всевозможными шпильками и гребнями. В переводе с японского «канзаши» – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое живо и здравствует по сей день, приобретая все больше поклонников по всему миру. Традиционные канзаши создают из древесины самшита, сакуры, павловнии, магнолии, золота, серебра, черепахового панциря, нефрита, кораллов, агата, янтаря. В древности самые дорогие экземпляры изготовляли из кости журавля. Сегодня дешевые канзаши делают из обычного пластика.

Основные виды канзаши

В национальных японских женских прическах используется несколько типов шпилек:

Мацуба – самый простой вид канзаши в форме сосновой иглы.

Мимикаки – небольшие шпильки на одной или двух длинных ножках: хираути (шпилька с круглым плоским декоративным элементом), тама-канзаши (самый популярный вид шпилек, которые украшаются шариком из агата, нефрита, коралла, слоновой кости или черепахового панциря), ёситё (плоские раздвоенные шпильки).

Биракан – развевающиеся канзаши: бира (украшения в форме птиц и бабочек со свисающими цепочками), тирикан (декоративная пластинка из драгоценного металла со свисающими частями, украшенная шелковыми или металлическими цветами и бабочками, в основном используется гейшами), бира-бира (в отличие от тирикан состоит только из декоративной пластинки со свисающими металлическими элементами, сегодня бира-бира слева надо лбом носят майко – ученицы гейш).

Резиночки Лимончик из атласных лент. Мастер класс. Lemon Elastic bands kanzashi of satin ribbons

Цумами-канзаши или хана-канзаши – шпильки, украшенные шелковыми цветами: сидарэ (цумами канзаши со свисающими цветами), кусудама (шпилька с шариком из шелковых лепестков, в основном носят девочки подростки и ученицы гейш).

Сезонная классификация хана-канзаши

Для каждого времени года и даже для каждого месяца изготовлялись особые украшения, соответствующие определенному цветку или растению. Особенно четко сезонная символика прослеживается в украшениях, которые носят ученицы гейш.

Январь – январские канзаши меняются каждый год, но все же основным мотивом считается сётикубай – сочетание сосны, бамбука и цветов сливы. Это «три друга зимнего холода», олицетворяющие стойкость и верность чувств, а также долголетие.

Февраль – началу месяца подходят бабочки, тюльпаны и цветы сливы, а концу – нарциссы. Кроме того, в феврале в канун Сэцубуна принято надевать два особых вида канзаши: украшенные бумажными вертушками и шариками кусудама.

Март – в мартовских украшениях превалирует желтый цвет, а основными символами являются цветы персика, нарциссы, пионы и бабочки.

Апрель – главная роль отводится сакуре, ведь именно в этом месяце она зацветает и в Японии проводится праздник ханами – любование вишневым цветом. Апрельские канзаши также принято украшать золотыми и серебряными бабочками и крохотными фонариками бомбори.

Май – в цветовой палитре доминирует синий и все его оттенки, наступление лета предвещают ирисы и глицинии.

Июнь – дождливая июльская погода ассоциируется у японцев с плакучей ивой, которая также является символом гейш. Прекрасным дополнением для ивы служат гортензии и гвоздики.

Брошь канзаши из атласных лент своими руками. Kanzashi brooch from satin ribbons by own hands

Июль – мода на июльские канзаши ежегодно меняется, однако традиционными символами месяца считаются капли дождя на траве – цую-сиба, а также стрекозы.

Заколка цветок канзаши Утренний рассвет. Мастер класс. Hairpin flower kanzashi Morning Dawn

Август – в украшениях доминируют белые и розовые цвета. Цветы августа – ипомеи и мискантус.

Сентябрь – главными мотивами для сентябрьских канзаши выступают темно-розовые японские колокольчики кикё, хризантемы, клевер и гвоздики.

Желтая хризантема из атласных лент в технике цумами канзаши своими руками

Октябрь – разгар осени, символами которого являются белые и красные хризантемы.

Ноябрь – ноябрьские канзаши напоминают облетающую листву. В ноябре проводится камбукай, осенний аналог ханами, праздник любования кленовыми листьями, поэтому очень часто именно клен выступает главным вдохновителем для оригинального дизайна украшений.

Декабрь – в преддверье Нового года гейши и майко украшают свои прически особыми канзаши с искусственными белыми цветами мотибана, листочками бамбука, сосновыми иглами и напоминающими таблички небольшими кусочками бумаги, предназначенными для автографов любимых актеров театра Кабуки.

Канзаши стали незаменимым атрибутом традиционного японского женского костюма, но даже в современной Японии они не теряют своей актуальности. Каждая женщина, одевающая кимоно, непременно украшает прическу канзаши. Популярен этот вид аксессуаров и среди молодежи, не говоря уже о прическах невест, даже если церемония проводится в европейском стиле. Кроме того, сегодня канзаши используются не только для украшения причесок, но и для изготовления оригинальных аксессуаров, бижутерии, декора одежды.

Мастер-класс: создаем цумами канзаши своими руками

В основе техники хана-канзаши лежит складывание (цумами) квадратных или прямоугольных кусочков ткани в форме округлых, продолговатых или острых лепестков. Мастер, используя щипчики или пинцет, берет кусочки сложенного шелка и наклеивает лепестки будущих цветов на основу. В руках мастера лепесточки оживают, превращаясь в скромные пятилепестковые цветочки или в сложные многоярусные цветы по типу хризантем, состоящие из десятков лепестков, а то и целые каскадные украшения из многочисленных подвесок и цветочных композиций.

В классической технике цумами канзаши используется исключительно натуральный шелк и рисовый клей, но для изготовления современных украшений, а тем более для первых экспериментов, подойдут более доступные и демократичные виды тканей, а также любой синтетический клей. Рисовый клей можно сварить в домашних условиях, но он слишком долго сохнет и требует особого навыка обращения с ним.

Инструменты и материалы для цумами канзаши:

  • ткань для лепестков и листьев (шелк, атласные ленты, шифон, нейлон, органза, креп-сатин, капрон);
  • линейка, ручка, кусочек мыла или портновский карандаш для разметки ткани;
  • ножницы для вырезания заготовок;
  • длинный пинцет для работы с мелкими деталями;
  • иголка с ниткой для соединения лепестков;
  • зажигалка или свеча для опаливания краев ткани и соединения деталей;
  • фурнитура, бусины, пайетки, стразы, бисер по желанию.
  • клей для соединения деталей и закрепления украшений на шпильках и заколках.

Большинство видов хана-канзаши создается из двух типов лепестков – острых и круглых.

Техника создания острых лепестков для хана-канзаши

1. Вырезанный из ткани квадратик складываем пополам.

2.Теперь еще раз складываем пополам. Если ткань мягкая, но хочется, чтобы лепесточек получился с остреньким узеньким краешком, можно прогладить сложенную заготовку утюгом.

3. И еще раз складываем пополам.

4. Если после данной манипуляции мы посмотрим со стороны диагонали на наш сложенный квадратик, мы увидим симпатичный острый лепесточек.

Кончик лепестка «б» аккуратно подрезаем и опаляем. Если ткань не сыплется, можно ее не опалять. За счет сплавливания краев опаленные лепестки обычно держатся сами, а чтобы не развернулся неополенный лепесток, придется закрепить его булавкой.

5. Линия «а» определяет то, каким мы хотим видеть цветок – низким, высоким, с наклоном или без. Подрезать линию «а» или нет, зависит от желаемого вида цветка. На картинке видно как в одном цветке сочетаются подрезанные и неподрезанные по линии «а» лепестки.

Новый лепесток канзаши Сердце из атласных лент мастер класс. New kanzashi petal Heart satin ribbons

Изготовив необходимое количество лепестков для цветка, собираем их все на нитку и аккуратно стягиваем в кольцо. Серединку маскируем пайеткой или бусинкой и цветочек готов! Варьируя размеры лепестков и их количество, можно создавать самые разнообразные формы цветов.

Чтобы получился двуцветный лепесток, перед последним сгибанием одну заготовку накладываем на другую, чуточку сместив вниз, а затем перегибаем последний раз. Или просто изначально квадратик для внутреннего лепестка делаем немного меньше, чем для внешнего.

Техника создания круглых лепестков для хана-канзаши

1. Квадратик из ткани складываем пополам.

2. Крайние уголки образовавшегося треугольника загибаем к среднему.

Чтобы наша заготовка не развалилась при последующих манипуляциях, можно прошить сложенный уголок.

3. Переворачиваем заготовку и загибаем боковые уголки к центру.

4. Теперь складываем пополам таким образом, чтобы только что завернутые нами уголки оказались внутри.

Расправляем лепесточек, закрепляем булавкой, капаем на заложенные уголки немного клея и откладываем в сторону, чтобы подсыхал.

Изготовив необходимое количество лепестков и убедившись в том, что клей высох, отрезаем подшитые уголки и аккуратно собираем лепестки на нитку. Украшаем сердцевинку бусинкой и любуемся своим шедевром!

Серьги и кулон канзаши из атласных лент своими руками. Earrings and pendant kanzashi of satin ribbon

Для того чтобы получился двойной лепесток, после того как мы согнем квадратик пополам, накладываем вторую заготовку на первую и потом складываем их углы уже как единое целое. Внутреннюю заготовку немного сдвигаем вниз или делаем ее из квадратика меньшего размера, чем для внешнего лепестка.

Надеемся, нам удалось немного приоткрыть дверь в удивительный и загадочный мир шелкового оригами.

Мастер-класс: Бабочка в технике Цумами Канзаши

Нам понадобятся: лепесточки канзаши, бусины разных размеров, термоклей.

Крылышки для бабочки мы сделали в прошлых мастер-классах:

Делаем большие крылышки более объемными, для этого подклеиваем нижнюю часть крыла к серединному лепесточку с завитком.

Склеиваем все чати нашей бабочки.

На два кусочка лески набираем бусинки разных размеров и всё тельце приклеиваем к крылышкам.

Наша бабочка готова!

Колье и серьги канзаши Красное золото из атласных лент. Necklace and earrings kanzashi satin ribbons

Бабочки можно использовать для заколок, резинок и т.д. Или, например, для украшения топиарчиков)

Конспект мастер-класса «Изготовление аксессуаров в технике цумами канзаши»
план-конспект занятия по теме

Знакомство педагогов с японским видом декоративного творчества, формирование технических умений и навыков при работе в данной технике.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_masster-klass_izgotovlenie_akskssuarov_v_tekhnike_tsumami_kanzashi.docx 1010.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Серьги канзаши Принцесса из атласных лент своими руками. Earrings kanzashi of satin ribbons

Городская педагогическая мастерская

Конспект мастер – класса

Тема «Изготовление аксессуаров

в технике цумами канзаши»

Вид деятельности: Цумами канзаши

Место проведения: Студия «Радуга»

#Серьги #канзаши Солнечный Марракеш из атласных лент Мастер класс. Earrings kanzashi Sunny Marrakech

Ведущий: Шараева О.А.

Мастер-класс: «Изготовление аксессуаров в технике ЦУМами канзаши»

Цель: знакомство педагогов с японским видом декоративного творчества, формирование технических умений и навыков при работе в данной технике.

— Расширить кругозор педагогов в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества и об особенностях их выполнения.

— Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений.

— Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с огнеопасными, режущими, колющими предметами (зажигалкой, ножницами, иголкой) и клеем.

Фронтальная (выдача на класс), индивидуальная.

Методы проведения занятий:

Беседа с объяснением нового материала;

Практическая работа педагогов;

Демонстрация технологического приема.

Тип урока: комбинированный.

Проверка готовности к мастер-классу .

С незапамятных времен женщина старалась быть красивой и привлекательной. Она пыталась украсить себя различными украшениями.

— Кто из вас уже догадался, о чём мы будем сегодня вести речь? Чему научимся? Что узнаем нового? А в помощь вам вот такая картинка-загадка: (Часть I. Слайд 1)

Всё верно, мы будем говорить об украшениях, научимся изготавливать эти украшения в новой для нас технике, которая зародилась в Японии.

Объяснение нового материала:

Всем известно, что японцы непревзойдённые мастера утончённого дизайна. Вспомним переливы шёлковых кимоно, радужные веера или изысканные композиции бонсай. А уж икебана – искусство составления букетов – давно уже стало национальным брендом страны восходящего солнца. Не менее искусны японские мастера и в деле изготовления украшений для волос.

Около 400 лет назад у японок появилась мода на сложные причёски, требовавшие использования различных шпилек, гребней, специальных палочек. Разумеется, ни одна женщина не захочет ограничиваться простым деревянным или костяным гребнем, а пожелает по мере сил его украсить. И потому из примитивного утилитарного предмета гребень в волосах японок превратился в фантастический аксессуар, одновременно роскошный и изысканный.

(Часть I. Слайд 2-7). В основу нового украшения легло излюбленное искусство японцев превращать плоское в объёмное — оригами. Только на этот раз складывалась не бумага, а квадратики натурального шёлка. Эта техника получила название цумами — это складывание. Из маленьких квадратов шёлка, складываются кусочки ткани в лепестки (Часть I. Слайд 8).

Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.

Цумами канзаши (или хана канзаши — цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами (Часть I. Слайд 7)) вплоть до середины прошлого века были очень значимой частью женской моды в Японии, являясь при этом более, чем просто украшением. По гребню в причёске средневековой японки можно было понять, замужем она или нет, есть ли у неё дети, к какому слою общества она принадлежит и т.д.

Гейши носили специальные канзаши для каждого сезона (Часть I. Слайд 9).

В современной Японии постоянно носят классические хана канзаши лишь те женщины, которым по роду деятельности приходится надевать кимоно. Да ещё невесты используют национальное украшение во время свадебной церемонии.

15 ноября по всей Японии проводится праздник «Сити-го-сан» (Часть I. Слайд 10). В переводе на русский означает «7-5-3» . Это такой общий День Рождения всех детей, которым в этот год исполнилось соответственно 3, 5 и 7 лет. Цифры магические и много чего традиционно означают, но главное — это то, что в 7 лет девочки впервые надевают взрослый «оби», и проходят церемонию «перемены пояса» — то есть считаются взрослыми. Девочки в этот день очень нарядные, и причёски, конечно же, украшены шёлковыми цветами, непременно ручной работы. Да и сами кимоно недешевы. Взрослое хорошее кимоно стоит около 3.000 долларов!

Но в последние годы элементы в технике цумами стали появляться на современных заколках, резинках и ободках; наряду с традиционными темами украшений возникают новые (Часть I. Слайды 11-12). И вот в таком виде – возрождённом и обновленном – древнее искусство цумами канзаши становится все более популярным не только в Японии, но и далеко за её пределами.

Демонстрация технологического приема. Часть 1.

Изготовить самостоятельно украшения в технике цумами канзаши не так трудно, как может показаться на первый взгляд. По сути, используются всего два основных способа складывания лепестков: один из них имеет округлую форму, второй – продолговатую и заострённую. Из этих лепестков и составляется всё то многообразие цветочных украшений, которыми поражают мир японские мастера. Начиная с самых простых цветов из пяти-шести лепестков, вы очень быстро получите положительный результат и, поверив в свои силы, сможете перейти к более сложным .

Для выполнения канзаши нам следует помнить о технике безопасности при работе с огнеопасными, режущими и колющими инструментами (зажигалкой, ножницами и иглой).

Итак, начнём с более простого острого лепестка. ( Часть II. Слайды 2-3) Возьмём квадрат из ткани.

1. Складываем квадрат посередине.

3. И ещё…Кончики обрезаем и опаляем зажигалкой.

4. Обрезаем кончик снизу и так же опаляем .

5. Мы получили острый лепесток.

Выполнение 6-ти острых лепестков (Часть II. Слайды 2-3).

Демонстрация технологического приема. Часть 2.

Серьги Розочки канзаши из атласных лент. Мастер класс. Earrings Roses of satin ribbons

А теперь попробуем изготовить круглый лепесток из такого же квадратика ткани (Часть II. Слайды 4-5).

1. Складываем квадрат посередине.

2. Верхние уголки складываем вниз.

3. Заготовку переворачиваем на изнанку и заворачиваем боковые уголки к серединке.

4. Не переворачивая, складываем деталь пополам уголочками внутрь.

5. Отрезаем нижний кончик. Оплавляем и крепко прижав, склеиваем горячие края.

6. Получили круглый лепесток.

Выполнение 6-ти круглых лепестков (Часть II. Слайды 4-5).

ЛИСТ КАНЗАШИ ЦУМАМИ от Елены Калышенко

Демонстрация технологического приема сборки канзаши.

Сборка канзаши состоит из трёх этапов.

1 этап. Собираем по порядку круглые и острые лепестки на иголку с ниткой по своему замыслу и завязываем концы (Слайд 6).

#Серьги #канзаши Перо павлина из атласных лент Мастер класс. Earrings Peacock Feather satin ribbon

2 этап. (Слайд 7) 1. Кружок картона обтягиваем тканью. 2. Выбираем способ крепления фурнитуры. 3. Наливаем на заготовленный кружок клей (на некрасивую сторону). Кладем наш цветочек и с помощью пинцета прижимаем и выравниваем как надо наши лепестки.

Фурнитура крепится при помощи дополнительного отрезка: фурнитура под кружочком или фурнитура на кружочке.

3 этап. В серединку цветка наливаем клей и насаживаем на клей с помощью пинцета бусинки, стразу, пуговку и др. (Слайд 8).

Выполнение сборки канзаши (слайд 6-8).

1. Вопросы для закрепления нового материала:

Заколка тюльпаны из атласных лент. Канзаши мастер класс. Clip tulips from satin ribbons Kanzashi

— С каким видом ДПИ мы сегодня познакомились?

— Какой материал используется для этого вида искусства?

— Какая техника лежит в основе Цумами Канзаши?

— Из каких понятий состоит название техники и что они означают?

2. Анализ и оценка работы:

Ободок #канзаши Пион из атласных лент своими руками Мастер класс. Peony kanzashi rim of satin ribbon

Подведение итогов и оценка работы на мастер-классе (фото сессия готовых работ).

— Вам понравился урок?

— Что нового для себя вы узнали?

— Легко ли было работать?

— Испытывали ли вы сложности в работе? В чём именно?