Мастер-класс Создаем фарфоровую куклу с куля. Голова 113

Создаем фарфоровую куклу с куля. Голова 1/13

Это видео мастер-класс открывает серию видео уроков про создание фарфоровой куклы с нуля или с самого начала. Это и все последующие обучающие видео подробно покажут, как сделать куклу самостоятельно шаг за шагом.

В этом видео я вместе с вами буду лепить голову. Я добавила несколько новых приёмов лепки, которые вам будут обязательно полезны.

Смотрите новую серию обучающих мастер классов, задавайте вопросы, пишите комментарии 🙂

Мастер-класс Создаем фарфоровую куклу с куля. Голова 1/13

Как сделать подвижную фарфоровую куклу

Фарфор же – материал сложный, работа над куклой из него может занять месяцы. Но эта несовременная “неторопливость” с лихвой окупается красотой и изяществом этого прекрасного материала. Недаром из него традиционно создают куклы и статуэтки. Кроме того, его твердость позволяет сделать шарнирные суставы куклы, а технология литья в формы – небольшие тиражи как отдельных деталей (тельце, ножки), так и всей куклы.

В моем мастер классе будут показаны основные моменты изготовления небольшой фарфоровой куклы с простыми шарнирами. Мои шарнирные фарфоровые куклы можно посмотреть в Галерее

ЧАСТЬ 1: ПОДГОТОВКА МОДЕЛИ

    Перед началом мастер класса, создаем образ куклы: в эскизе на бумаге или в своем воображении. Решаем, в каких суставах нужна подвижность (в шарнирной кукле) и то, как будут соединяться отдельные части, рисуем схему куклы.

Совет: прежде чем приступать к фарфору, лучше освоить навыки лепки деталей куклы, познакомиться с кукольной «анатомией», сделать куклу из самоотвердевающего или полимерного пластика.

  • Предлагаю для начала сделать небольшую куклу, с подвижной головой, ручками и ножками. Шарнирные крепления конечностей – по принципу пуговиц “на ножке”, где вместо ниток используется резиновый шнур или шляпная резинка, а “пришиваются” они к телу. Места крепления делаются в виде шариков на деталях конечностей и в виде сферических углублений в детали тела куклы.
  • Лепим отдельные детали куклы (вместе с креплениями) из самоотвердевающего пластика или другого материала. Каждую деталь нужно зашлифовать (загладить), т.к. все неровности перейдут в фарфоровую отливку. Детали из самоотвердевающего пластика имеет смысл покрыть лаком.
  • Теперь модели отдельных частей нашей куклы готовы, но нужно учесть, в какой части детали будет отверстие для заливки фарфора, чтобы его не было видно на готовой кукле. К месту этого отверстия долепливаем к детали куклы дополнительно литник – на его месте в форме будет воронка, через которую будем заливать жидкий фарфор – шликер.
  • Каждую модель делим линией на 2-3 части, стараясь, чтобы она проходила по местам наиболее сложного рельефа, иначе не избежать “травмирования” модели при вынимании ее из формы. На сколько частей мы разбиваем модель, столько частей — кусков будет в гипсовой форме
  • У нас все детали удалось разделить на 2 части, значит форма для отливки каждой из них будет иметь 2 куска. В модели головы куклы линия проходит в плоскости крепления ушей, в руках и ногах – по боковой плоскости.
  • ЧАСТЬ 2: СНЯТИЕ ГИПСОВОЙ ФОРМЫ

    • Готовим подмодельник из оконной замазки или пластилина, “замуровав” в него нашу модель по размеченной линии так, чтобы над его поверхностью осталась часть, с которой снимается первый кусок формы.
    • Обратной стороной карандаша делаем в подмодельнике выемки – это замки формы для соединения ее частей. По краям делаем бортики из дощечек или пластилина.
    • Готовим гипс: в воду добавляем примерно равный объем гипса, взбиваем стеком или ножом как тесто на оладьи или блины. Ждем с минуту и заливаем в подмодельник, следя за тем, чтобы на поверхности модели не осталось пузырьков воздуха.
    • После застывания первая часть гипсовой формы готова.
    • Снимаем подмодельник. Деталь формы смазываем вазелином или другой смазкой, чтобы предотвратить склеивание кусков формы. Делаем бортики и заливаем гипс.
    • Разнимаем куски формы, достаем модель, зачищаем края гипсовой формы.
    • Форма готова, но ее нужно высушить при комнатной температуре в течение 2-3 дней.

    ЧАСТЬ 3: ЛИТЬЕ ФАРФОРОВОЙ ДЕТАЛИ

    • Сухую форму собираем и скрепляем тугой резинкой (например, из велосипедной камеры) или проволокой по вертикали и по горизонтали и ставим отверстием литника вверх.
    • Переходим к основной части мастер класса, к заливке фарора в гипсовую форму. Фарфоровый шликер хорошо перемешиваем и заливаем в отверстие литника до краев формы так, чтобы не осталось воздушных полостей и пузырьков.
    • Ждем 1 – 5 минут в зависимости от диаметра литника и свойств фарфора, пока фарфоровая деталь внутри формы не наберет необходимую толщину (обычно 2 – 3 мм). После этого оставшийся шликер из гипсовой формы сливаем, иначе деталь не будет полой и может деформироваться при сушке и обжиге.
    • Через 1 – 3 часа снимаем резинки и аккуратно разнимаем форму.
    • Вот она – наша деталь! Осторожно, она еще мягкая, на ней могут оставить следы даже пальцы. Аккуратно вынимаем ее, срезаем литник и делаем отверстия для крепления.
    • Вот готовы все наши детали: тельце, ручки, ножки и голова куклы. Теперь их надо высушить. На них остались “швы” от формы. Их необходимо зашлифовать до обжига, после него фарфор станет прочнее камня. Сделать это можно мелкой наждачной бумагой или куском капронового чулка.

    Кукла из капрона.Утяжки лица.Голова куклы из колгот. Красивое лицо куклы. Голова1.Muñeca soft

    ЧАСТЬ 3: ОБЖИГ, СБОРКА И ОТДЕЛКА ДЕТАЛЕЙ

    • Обжиг фарфора происходит по сложной схеме набора и снижения температуры. Он может занять 10-12 и более часов, все зависит от вида фарфора и печи.
    • Но вот, все детали обожжены. Раскрасим лицо куклы.
    • Собираем шарнирную куклу, продевая в отверстия резиновый шнур. Одним отрезком шнура крепим к телу обе руки, связав его концы через отверстие для головы. Другим отрезком крепим голову и ноги.
    • Концы резинки свяжем через отверстие литника внизу тела фарфоровой куклы.
    • Вот “фарфоровая” часть работы над куклой завершена. Осталась самая интересная и креативная – одеть куклу, сделать прическу, подобрать аксессуары.

    Надеюсь, что мой мастер класс был Вам полезен.

    Если у Вас появились вопросы, Вы можете задать их мне или записаться на учебный курс по изготовлению фарфоровой куклы

    Мастер-класс: Изготовление подвижной в “суставах” куклы из фарфора методом литья в гипсовые формы

    Современные материалы, такие как полимерные глины (Fimo, Cernit и др.), позволяют создать авторскую куклу практически за один день и не требуют сложного обжига в специальных печах. Это дает необычайные творческие возможности современному художнику-кукольнику.

    Фарфор же — материал сложный, работа над куклой из него может занять месяцы. Но эта несовременная “неторопливость” с лихвой окупается красотой и изяществом этого прекрасного материала. Недаром из него традиционно создают куклы и статуэтки.

    Кроме того, твердость фарфора позволяет сделать подвижными суставы куклы, а технология литья в формы – небольшие тиражи как отдельных деталей (тельце, ножки), так и всей куклы.

    Этап 1. Подготовка модели

    Сначала создаем образ куклы: в эскизе на бумаге или в своем воображении.

    Решаем, в каких суставах нужна подвижность и как будут соединяться отдельные части, рисуем схему куклы.

    Если высота куклы не превышает 30 см, достаточно подвижности в шейном, плечевом и бедренном “суставах”. Если кукла гораздо больше – имеет смысл сделать подвижными еще колени, локти, кисти и стопы. При таких размерах следует учесть еще и рабочий объем печи для обжига – чтобы все детали могли быть обожжены по возможности за один раз.

    На стадии рабочего чертежа имеет смысл решить, каким образом все части тела куклы будут соединены, где будут крепления, отверстия и т.д., потому что все эти вспомогательные элементы проще сделать, пока фарфор сырой; высохнув, он станет хрупким, а после обжига слишком твердым для сверления.

    Предлагаю для начала сделать небольшую куклу с подвижной головой, ручками и ножками. Крепления конечностей – по принципу пуговиц “на ножке”, где вместо ниток используется резиновый шнур или шляпная резинка, а “пришиваются” они к телу.

    Кукла из капрона.Сделать голову куклы из колготок в чулочной технике… Cabeza estilo soft

    Лепим отдельные детали куклы (вместе с креплениями) из пластилина, глины, паперклея или другого материала. Каждую деталь нужно зашлифовать (загладить), т.к. все неровности перейдут в фарфоровую отливку. Детали из паперклея имеет смысл покрыть лаком.

    Теперь модели отдельных частей нашей куклы готовы, но нужно учесть, в какой части детали будет отверстие для заливки фарфора, чтобы его не было видно на готовой кукле. В нашем случае отверстие в головке закроют волосы, а в плечах, бедрах и туловище – одежда. Долепливаем к деталям куклы дополнительно литник — на его месте в форме будет воронка, через которую будем заливать жидкий фарфор–шликер.

    Каждую модель делим линией на 2-3 части, стараясь, чтобы она проходила по местам наиболее сложного рельефа, иначе не избежать “травмирования” модели при вынимании ее из формы. На сколько частей мы разбиваем модель, столько частей-кусков будет в гипсовой форме.

    У нас все детали удалось разделить на 2 части, значит форма для отливки каждой из них будет иметь 2 куска.
    В модели головы куклы линия проходит в плоскости крепления ушей, в руках и ногах – по боковой плоскости.

    Этап 2. Снятие формы

    Готовим подмодельник из оконной замазки или пластилина, “замуровав” в него нашу модель по размеченной линии так, чтобы над его поверхностью осталась часть, с которой снимается первый кусок формы.

    Обратной стороной карандаша делаем в подмодельнике выемки – это замки формы для соединения ее частей. По краям делаем бортики из дощечек или пластилина.

    Готовим гипс: в воду добавляем примерно равный объем гипса, взбиваем стеком или ножом, как тесто на оладьи или блины. Ждем с минуту и заливаем в подмодельник, следя за тем, чтобы на поверхности модели не осталось пузырьков воздуха.

    После застывания первая часть формы готова.

    Снимаем подмодельник. Деталь формы смазываем вазелином или другой смазкой, чтобы предотвратить склеивание кусков формы. Делаем бортики и заливаем гипс.

    Разнимаем куски формы, достаем модель, зачищаем края формы.
    Форма готова, но ее нужно высушить при комнатной температуре в течение 2-3 дней.

    Этап 3. Литье фарфоровой детали

    Сухую форму собираем и скрепляем тугой резинкой (из велосипедной камеры, например) или проволокой по вертикали и по горизонтали и ставим отверстием литника вверх.

    Наступило время заливки в форму фарфора. Фарфор лучше брать тонированный, потому что в готовом виде покрасить его ровно очень трудно.

    Фарфоровый шликер хорошо перемешиваем и заливаем в отверстие литника до краев формы. Льем медленно, чтобы не осталось воздушных полостей и пузырьков.

    Ждем 1-5 минут в зависимости от диаметра литника и свойств шликера, пока фарфоровая деталь внутри формы не наберет необходимую толщину (обычно 2-3 мм). После этого оставшийся шликер из формы сливаем, иначе деталь не будет полой и может деформироваться при сушке и обжиге.

    Через 1-3 часа снимаем резинки и аккуратно разнимаем форму.

    Из чего сделать куклу?

    Вот она, наша деталь! Осторожно, она еще мягкая, на ней могут оставить следы даже пальцы. Аккуратно вынимаем ее, срезаем литник и делаем отверстия согласно схеме. Важно сделать их до высыхания – потом это практически невозможно без повреждения фарфоровой детали!

    Вот готовы все наши детали: тельце, ручки, ножки и голова куклы.

    Теперь их надо высушить. На них остались “швы” от формы. Их необходимо зашлифовать до обжига, после него фарфор станет прочнее камня. Сделать это можно мелкой наждачной бумагой или куском капронового чулка.

    Обжиг фарфора происходит по сложной схеме набора и снижения температуры. Он может занять 10-12 и даже более часов, все зависит от вида фарфора и печи.

    Но вот все детали обожжены. Раскрасим лицо куклы.

    Можно использовать простую ПВА-темперу или специальные керамические краски, требующие высокотемпературного обжига. Но мне нравятся акриловые краски для керамики и фарфора – они обжигаются в обычной духовке, а блеск и текстура у них “интеллигентней”, чем у темперы.

    Собираем куклу, продевая в отверстия резиновый шнур.

    Одним отрезком шнура крепим к телу обе руки, связав его концы через отверстие для головы.

    Другим отрезком крепим голову и ноги. Чтобы петля не проскальзывала в отверстии в шее куклы, проденем ее в металлическую шайбу соответствующего размера. Концы резинки свяжем через отверстие литника внизу тела куклы.

    Вот, “фарфоровая” часть работы над куклой завершена.

    Осталась самая интересная и творческая — одеть куклу, сделать прическу, подобрать аксессуары.

    Приглашаю Вас зайти на мой сайт http://www.artdoll.ru/. На нем Вы увидите куклы, созданные в этой и других техниках.

    Уважаемые дамы!
    Заходите на наш форум «Куклы» и задавайте Галине Ишимикли интересующие Вас вопросы.