Мастер-класс Шьем рушник со старославянской вышивкой Орловский спис

Обробка краю вишитого рушника. Як пришити мереживо. Processing edges embroidered towel.

Шьем рушник со старославянской вышивкой Орловский спис

Удивительная вышивка, родившаяся на Орловской земле около двухсот лет назад, как многое в быту славян имеет очень глубокий смысл. Информации об этой вышивке очень немного, и на просторах интернета копируется то малое, что известно. Здесь на Ярмарке Мастеров уже есть Публикация, поэтому я опущу подробное описание создания вышивки.

Очень сложно не повторяться, и в то же время хочется, чтобы об Орловском списе знали так же, как и о Вологодском и Елецком кружевах, Дымковской игрушке, Жостовской росписи и многих других замечательных видах рукоделия России.

Готовимся в Пасхе заранее!!!! Пасхальный рушник вышитый бисером

Впервые я прикоснулась к Орловскому спису на занятиях по декоративно-прикладному искусству в университете, поэтому моё описание и мастер-класс будет основываться на знаниях, полученных от педагогов, увиденном лично, и прочитанном в книгах — других источников у нас не было 🙂 И тогда я, конечно, совсем не предполагала, как плотно вышивка войдет в мою жизнь.

Итак, самая ранняя вышивка Орловский спис встречается только на кухонном текстиле — полотенца, рушники, салфетки и другое. Украшать одежду этой вышивкой стали гораздо позднее. Многие исследователи считают, что само слово «спис» означает «списывать» узоры с того, что создала сама природа — чаще сравнивают с узорами на морозных окнах. Это и не удивительно, ведь основное время для рукоделия была зима. Плюс воспоминания о лете с его неповторимыми растительными орнаментами. Основной цвет — красный, как цвет жизни, и небольшие вкрапления синего — цвета неба и воды, поддерживающих жизнь. Игра оттенков достигалась за счет плотности заполнения бранок и их разнообразия. Позже стали вводится и другие цвета — желтый, коричневый, зеленый.

Одно изображение плавно перетекает в другое и часто можно лишь догадываться, что именно изображено. Четкой симметрии в вышивке конца 18 – начала 19 веков нет. Сейчас мы часто можем встретить симметричные изображения. Наверное, всё, что осовременено и сделано с использованием хоть каких-то технологий корректнее назвать в стиле определенной техники.

Я с огромным уважением и трепетом отношусь к мастерицам, владеющим искусством ручной вышивки. Моя же любимая работа много лет — машинная вышивка. И возможными мне средствами, очень хочется сделать эту замечательную вышивку чуть более известной, и в какой-то степени чуть более доступной.

На нашем рушнике изображение Древа жизни. Русский народ, живущий среди лесов, всегда обожествлял деревья. Дерево было очень значимо в жизни наших предков, которые связывали его образ с центром вселенной (верхушка, устремленная в небо — будущее, ствол — настоящее, корни — прошлое). И, несмотря на то, что в нашем быту гораздо меньше предметов из дерева, символ Древа нам по-прежнему необходим, ведь развиваясь, строя в настоящем свое будущее, нам очень важно помнить о своих корнях 🙂

Вышивка для начинающих. Как пришить синель (или декоративный шнур).

В вышивальной программе были созданы узоры для заполнения контуров (бранки), затем тщательное редактирование стежков в программе, буквально постежково, учитывая как будут ложится стежки относительно долевой на вышивке и плотность заполнения.

Когда программа полностью готова, приступаем непосредственно к вышивке на вышивальном станке.

На сероватом льне вышивка была сделана матовыми нитями Madeira.

Для более светлой ткани — вышивальная вискозная нить Royal (она чуть более матовая, чем вышивальная вискоза Madeira).

Когда вышивка готова, переходим к пошиву рушника. Обрабатываем край длинной стороны, подогнув 2 раза по 1 см. Короткую сторону — зигзагом (к ней будем пришивать тесьму).

Выбираем тесьму. Льняной рушник решено сделать чуть более сдержанным, светлый хлопковый рушник делаем более декоративным (он будет ярко смотреться на фотографиях, если использовать его на торжестве, например, рушник для молодоженов).

Тесьма на льняном рушнике и швейные нитки в тон ткани, поэтому смело притачиваем ее на машинке.

1. Прикладываем тесьму изнаночной стороной к изнаночной стороне изделия, при этом край тесьмы чуть нависает над краем рушника (напуск подстраиваем под плетение тесьмы, с которой работаем — строчка должна пройти незаметно и надежно прикрепить тесьму).

2. Переворачиваем сложенные вместе тесьму и ткань вниз тесьмой так, чтобы лицевая сторона рушника смотрела вверх, а лицевая сторона тесьмы вниз и прокладываем первую строчку.

DIY: Как оформить вышивку своими руками: овальная рамка из ткани

3. Отгибаем лицевую сторону тесьмы на лицевую сторону рушника и прокладываем вторую строчку максимально близко к верхнему краю тесьмы.

Получаем вот такой край с лицевой и изнаночной сторон.

Вышивка на махровом полотенце

Тесьма на светлом рушнике контрастная и более ажурная, поэтому её пришиваем вручную, предварительно подвернув и пристрочив край ткани на лицевую сторону 1 раз на 1 см нитками в тон ткани. Тесьму пришиваем нитками в тон тесьмы, прокладывая минимум 2 ряда стежков для того, чтобы тесьма «не отходила» от ткани. При этом игла не проходит насквозь рушника, а прячется внутри подгиба.

И неважно как и чем мы решим украшать наши дома, пусть в них будут радость, тепло и любовь 🙂

Муниципальное бюджетное межпоселенческое учреждение культуры «Организационно-методический центр Орловского района»

Традиционная крестьянская вышивка орловский спис (шитье бранками) за свою историю не стала таким широко известным промыслом, как вологодское кружево или хохломская роспись. Родиной ее специалисты считают ряд сел и деревень Орловщины, жители которых владели приемами и секретами уникального мастерства. Существует мнение, что корни этого ремесла уходят далеко в дохристианское прошлое, о чем говорят сюжеты и мотивы вышивки: «Древо жизни», «Птица Пава», «Лягушка-рожаница».

Как сделать вышивку на бытовой швейной машине

Историю происхождения вышивки не удается отследить досконально. Однако, известно, что еще в конце 20-х годов прошлого столетия поднимался вопрос о возрождении угасающего ремесла. Для этого с 1932 года в большом селе Домнино, Орловской области начала работать артель «10 лет промкооперации», а позже филиал фабрики «Восход», которая объединила мастериц-вышивальщиц. Продукция массового производства, для отделки которой использовались даже элементы машинной вышивки, стала доступной и популярной, правда, в несколько видоизмененном варианте.

В период процветания фабрики десятки детей обучались технологии списа в кружках. Одним из первых в 1948 году был открыт кружок художественной вышивки Дома пионеров под руководством Федоровской Н.И. В конце 70-х годов прошлого столетия на базе фабрики «Восход» был организован Учебно-производственный комбинат, где учащиеся овладевали основами специальности «вышивальщица ручной вышивки».

Вышивка шнуром

Но вскоре фабрика прекратила свое существование, вместе с ее закрытием ушла и былая слава орловского списа, удивлявшего некогда столицу своей затейливостью.

На протяжении ряда лет о вышивке можно было узнать лишь от потомственных вышивальщиц Лагутиной О.С. и Голушковой А.Г., от бывших мастериц фабрики «Восход», таких как Коваленко К.С., Пелепейченко С.

В 1980 году на места бытования орловского списа был организован выезд киногруппы студии документальных фильмов во главе с главным режиссером Медведевым Н.А. с целью создания видеосюжета о мастерицах из деревни Бакино и села Домнино Орловской области. В поездке приняли участие воспитанники областного Дворца пионеров им. Ю.А.Гагарина, впоследствии принявшие эстафету старинного ремесла.

В настоящее время к работе по возрождению, сохранению и распространению традиционной вышивки на разных уровнях привлечены учреждения культуры и образования, имеющие наиболее широкие возможности влияния в этом направлении.

Уже несколько лет в городе действуют программы тесного сотрудничества музейного комплекса, педагогов и воспитанников кружков и студий города, детских садов, обучающихся школ города и области, преподавателей и студентов, искусствоведов, народных мастеров, представителей администрации музеев и образовательных учреждений. В их реализации принимают участие сотрудники Дома-музея Т.Н.Грановского (филиала Орловского Объединенного государственного литературного музея), искусствоведы и научные работники Орловского музея изобразительных искусств, преподаватели и студенты Орловского государственного института культуры, специалисты Орловского областного Центра народного творчества, педагоги и студийцы Областного Дворца пионеров им. Ю.А.Гагарина и др.

Общей целью реализуемых программ является проблема формирования этнокультурной идентичности, воспитания патриотических чувств, возвращение жителям и гостям города утерянных духовных и культурных традиционных ценностей. Достижению вышеуказанной цели способствует задача возрождения самобытного ремесла в его первоначальном виде. В программы вошли формы работы, направленные на поддержку народных ремесел, позволяющие взаимовыгодно использовать помещения, территории, экспонаты и фонды музеев, с целью создания единого просветительного и образовательного пространства:

— уроки-занятия, знакомящие детей и подростков с традициями крестьянских рушников (выход мастеров и сотрудников музеев в детские сады и школы города) – программа Дома-музея Т.Н.Грановского «Возрождаем традицию» (дир. Чернышева А.Н.) / охват аудитории – более 1000 чел. в год;

— семинары для студентов, педагогов и воспитателей по традиционным технологиям с участием работников музея (отв. — ст. науч. сотрудник ОМИИ, искусствовед Борисова И.И.) / охват аудитории – 250-300 чел. за выставку;

— мастер-классы по обучению традиционным орловским видам ремесел, технике орловского списа для студентов учебных заведений, слушателей клуба третьего возраста, увлекающихся творчеством и посетителей музеев (в музеях, во время проведения выставок) / охват аудитории – 350-400 чел. за выставку;

Как вышивать на футболке крестиком или вышиванка своими руками, мастер-классы по вышивке

В городе регулярно проводятся ярмарки-выставки ремесел в городском парке культуры и отдыха, на которых можно посмотреть и приобрести не только буклеты и сувенирную продукцию, посвященную орловской вышивке, но и крупные работы, выполненные в традициях.

По инициативе Областного Центра народного творчества и администрации Альшанской православной школы мастера вышивки принимают участие в проведении ставшей традиционной «Альшаньской мастерской» в селе Альшань, Орловского района.

Система дополнительного образования дает широкие возможности педагогам для работы с различными возрастными категориями обучающихся. В студии декоративно-прикладного искусства Орловского областного Дворца пионеров имени Ю.А.Гагарина (рук. Воропаева З.В.) разработана авторская образовательная программа, позволяющая начинать изучение народного искусства с самого младшего возраста – с 5 лет. (Программа «Прилетай к нам, Птица-Пава», журнал «Народное творчество» 2009 — №5, 6, 2022 — №1)

В 2006 году выпускница студии Дубовицкая Анастасия награждена премией для поддержки талантливой молодёжи в рамках реализации национального проекта «Образование» за серию работ, выполненных в технике орловского списа.

Особую роль в возрождении и освоении традиционного ремесла играет тесный творческий контакт со старым поколением мастеров. В 2022 году детской киностудией «Поколение ХХI» (рук. Куликова М.Г.) снят документальный короткометражный фильм «К истокам старины», главная героиня которого – 84-летняя жительница села Домнино Варвара Селеменёва рассказывает о своей жизни. Видеосюжет о поездке детей из города на места бытования старинной вышивки стал дипломантом детского кинофестиваля.

Реализация всех вышеуказанных программ имеет свои заметные результаты.

Сегодня при поддержке администрации города и Областного Центра народного творчества над продолжением традиционной вышивки активно работает шесть мастеров декоративно-прикладного искусства: Пелепейченко С., Коваленко К.С., Семенова М.А., Воропаева Л.Н., Черногорова В.Н., Диденко М.Е., Воропаева З.В. Их изделия можно увидеть и приобрести не только на ежегодном Международном фольклорном празднике «Троицкие хороводы в Орловском Полесье», творчество этих мастеров стало визитной карточкой на известных Международных фестивалях, таких как: «Русское поле», «Ярмарка мастеров в Измайлово», «Ярмарка мастеров на ВДНХ» (г. Москва), «Курская Коренская ярмарка»(г.Курск)…

Як вишити рушник | Запис четвертої прямої трансляції онлайн курсу | Prekrasa Studio

Изделия орловских мастериц были представлены на выставке Дни Орловской области в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации 29-30 марта 2022 года.

За последние годы вышивку можно встретить в каждой выставочной экспозиции, где представлено традиционное декоративно-прикладное искусство области. В доме-музее Т.Н.Грановского успешно прошли две персональные выставки, познакомившие орловцев с творчеством современных мастеров орловского списа. Летом и осенью 2022 года Областной Музей изобразительных искусств представил уже вторую экспозицию старинных подлинников орловского списа из фондов. По многочисленным просьбам жителей города выставка была продлена на второй срок.

В настоящее время ощущается рост интереса к традициям древней вышивки. Все больше молодежи стремится понять и освоить технику этого самобытного шитья, люди постарше выражают желание не только иметь в доме изделие с символическим сюжетом, но передавать его в семье по наследству. Все это позволяет надеяться, что орловский спис будут воспринимать не просто как декоративную отделку, орнаментальное украшение, шитье бранками, а как искусство, несущее глубокий смысл.

«До 450-летия Орла остаются считанные месяцы. Сейчас власти активно разрабатывают концепцию оформления города к юбилею. Помимо двух логотипов, широкое применение в украшении города получит орловский спис. Об этом рассказали 7 апреля на заседании оргкомитета по подготовке празднования 450-летия. Одним из самых масштабных мест для расположения списа станут четыре юбилейные арки, которые планируется установить на въезде в город. Также красно-белый узор появится на четырех городских мостах. Орловский спис будет активно применяться во всей сувенирной продукции. По словам спикеров, его использование на современных носителях необходимо для того, чтобы молодое поколение понимало всю значимость уникального орнамент». http://newsorel.ru/

Директор МБУК «Большекуликовский СК» Кухтаева С.Л

Очень рада, что заговорили о моей малой Родине деревне Домнино Орловского района. Мои предки выходцы из этой деревни. Корни моей мамы и бабушки связаны с деревней Домнино очень сильно. Все родственники жили одним подворьем долгие годы.

Мама- Неврова Людмила Ивановна (Тинякова) родилась в послевоенные годы 1949 , тогда всем приходилось очень тяжело. Нехватка элементарных вещей быта, одежды, продуктов питания, тяжелый труд на благо Родины и конечно, мама помогала своей семье как могла. С самых ранних лет бегала с бабушкой в артель, училась шитью и вышиванию. Нужно сказать, что в советское время одежда, особенно нарядная, была в дефиците, а мы три сестры всегда были одеты по моде, в очень красивые одежды, благодаря маминому мастерству. Очень уж любила она шить и всегда украшала воротничок или оборку росписью ниток. А когда пришло время выдавать нас замуж, приготовила нам приданное, все сшито и вышито, украшено кружевом. У меня храниться скатерть ее работы, к сожалению, думали, что родители вечны и не сохранили многочисленные работы, относились к этим вещам как каждодневному и не ценили, на смену пришло новое, модное, текстиль из Китая.Сегодня мама сильно болеет, тяжелый труд в детстве, да и всю жизнь оставил свои следы – артрит сковал ее пальцы, и она не имеет возможности не вышивать, не вязать.А мы – ее дети, хоть и учились, но не продолжили династию.

Бабушка Тинякова Елена Федоровна 1919 года рождения, с юных лет работала в артели «10 лет кооперации» в деревне Домнина. С ее слов рассказанных мне 25 лет назад, они шили постельное и столовое белье. Расшивали его разными узорами, по тому, что праздника хочется всегда, а как приятно когда на столе или постели украшенной цветной нитью отдыхает не только тело, но и душа. Нужно сказать, что у нас дома всегда на столе в праздники лежала скатерть расписанная гладью, а у мамы и бабушки в коробочке из открыток (тогда было очень модно делать шкатулки из открыток, по тому, что на все праздники присылала многочисленная родня приветствие в виде открыток, и им находилось такое применение), находились нитки «мулине», красоты необыкновенной, разных цветов и оттенков.Бабушка эти нитки заплетала в косы, что бы они не путались, и их было удобно отделять друг от друга. Пяльцы разного размера лежали тут же, я играла ими в детстве. Бабушка умерла в 1993году, оставив мне тетрадку с ее записями, текстами старинных молитв, заговоров, частушек. Со временемлисты простой школьной тетради сильно истрепались, многие записи утеряны, но кое-что осталось, и частушки которые пели в Домнино, я еще помню.

Расшивала она рушники и Орловским списом, но это делала очень редко. Мама объяснила мне, что это связано с ритуалом, в рисунок закладывается особый смысл: на удачу, везение, здоровье и расшиваются в основном рушники, элементы одежды. Женщина, готовящаяся к родам или наоборот у которой не могло быть детей, должна была носить сорочку с рисунком из списа.История списа уходит корнями в глубокие времена, еще до крещения Руси, племена вятичей, проживавших на территории Орловщины. Орловский спис – труд очень тяжелый, мелкий крестик из красной нити, зрение постоянном напряжении, — «так вечером поработаешь и всю ночь в глазах красные блики, вышивка вообще труд тяжелы, хотя и в радость» говорила бабушка.

Разговаривая с бригадиром Пахомовой Ниной Николаевной, работавшей в артели деревни Домнино, Бакино и Красная звезда в 80-егоды, мне стало известно, что артель была филиалом Орловской фабрики «Восход», выполняла заказы по пошиву постельного и столового белья, но о орловском списе мало слышала. В основном на заказ для сувениров. Таким образом, понятно, что артель уже в то время утратило ремесло орловского списа, а мастерицы работающие этой техникой проживали на территории Домнино, о чем свидетельствует выше изложенная статья.

Сегодня в деревне Домнино мало проживает коренных жителей, дома используются под дачи, перепроданные несколько раз, про артель слышали, но мало и внятного некто не рассказал. Здание, в котором находилась артель, сейчас находится в частной собственности, полностью перестроено, в нем находятся цеха по производству субпродуктов: пельмени, котлеты и т.д.

Что такая техника называется орловский спис мне стало известно намного позже, когда я уже училась в Орловском колледже культуры и искусств, что родина списа в деревне Домнино, узнала от Черногоровой В.Н (Областной Центр народного творчества, мастер традиционной вышивки декоративно-прикладного искусства), она хорошо знакома с Орловским списом, тогда мы собрались провести мероприятие в нашем клубе, познакомить новое поколение с техникой традиционной вышивки, рассказать о корнях происхождения, провести мастер класс. Но обстоятельства нам помешали. Такое мероприятие мы обязательно проведем в 2022г, в первом квартале, хорошо подготовим мероприятие, на что нужно время.

Орловский спис, это старинная вышивка, территориально относящаяся к Русским землям, конкретнее к городу Орлу, как это видно из ее названия. Она традиционно выполнялась в Орловской губернии еще с тех времен, когда там проживали племена вятичей. Распространенными в ней являются древние языческие символы. Эти знаки служили оберегом для людей, поэтому сегодня сюжетная линия вышивки считается охранительной.

Орловский спис — особенности вышивки.

В краеведческом музее города Орла до наших дней хранятся более ста экземпляров вышивки, возраст которых датируется восемнадцатым веком. На них присутствуют ромбы, кресты, птицы и другие магические символы. Контуры композиции имеют окантовку в виде разных швов, как стебельчатый и тамбурный. Внутреннее заполнение выполнено техникой «набор», счетным швом, похожим на счетную гладь. Мастерицы дополняли внутренний рисунок по своему усмотрению, изобретая все новые варианты. Названия наполнений (бранок), звучат выразительно: «дробнушки», «вороний глаз», «волна».В этой старинной вышивке преобладают оттенки красного, реже синего цвета. В хх веке спектр расширился за счет желтого, зеленого и черного. Красно синее сочетание имеет глубокий смысл. Красный символизирует жизнь, а синий обозначает небо и воду. Необычно и название вышивки. Есть вероятность, что Орловские мастерицы списывали свои сказочные мотивы с морозных узоров на окнах, когда вышивали зимними вечерами.

По другой версии спис появился, как продолжение древнего русского шитья золотыми и серебряными нитями. На такую мысль наталкивает сходство округлых форм обеих вышивок. Совпадает также стебельчатый рисунок и неравномерность заполнения фигур. Особенность списа заключается в многоликости. Поражает многообразие форм, символов, разных фигур и очертаний животных.

«Набор» или техника заполнения внутри контура

Для выполнения швов, называемых счетными, необходима структура ткани с равномерным переплетением, одинаковой плотностью и толщиной ниток основы. Расчет стежков соответствует счету тканевых нитей. Техника «набор», это двухстороннее скорое шитье. Рекомендуется выполнять его швом «вперед иголку» по счету нитей, с учетом узора. Рабочую нить проводят непрерывным прямым стежком в горизонтальном или вертикальном направлениях, от одного конца работы до другого, и обратно. По счету нитей ткани осуществляется также поочередный переход на лицевую и изнаночную сторону. На изнанке работы получается негатив узора. В результате рисунок «набора» имеет вид параллельных рядов вертикальных или горизонтальных стежков, уложенных через одну или две нити.

Термин «бранки» тесно связан со старинным списом. Очертания этой вышивки многообразны. Это геометрические мотивы, причудливые цветы и длинные листья с разрезами. Контуры фигур обшиваются в несколько сложений нитью темного цвета. Внутренняя часть контура заполняется мелким орнаментом, то есть бранками. Рисунок в них составлен из мельчайших геометрических форм. Это могут быть треугольники, шашечки или зигзаг различных цветов.

Бранки бывают простыми, составными и сложными.

Простые бранки. Это стежки и интервалы между ними, одинаковые по величине.

Составные бранки. Это чередующиеся короткие и длинные стежки, а также интервалы, повторяющиеся с одинаковой частотой в каждом ряду или через ряд.

Вышивка пасхального рушника ТМ Княгиня Ольга

Сложные бранки. Это стежки с промежутками, различные по длине, и формирующие разный рисунок.

Мое разочарование // Готовый пасхальный рушник // Барвиста вишиванка

Орловский старинный спис с древних времен вышивали на досточкахбральницах. С их помощью на канве считали нити основы. Спис шьют мелкими стежками, подсчитывая нитки полотна. Стежки образуют бранки. Геометрические узоры бранок постепенно заполняют линии контура. Рисунок получается плавно перетекающим из одной формы в другую.

Сюжеты и мотивы вышивки Орловский спис «Древо жизни»

Самые известные старинные сюжетные линии, это:

Основной мотив, первый из перечисленных. В древности элементы растений символизировали понятие жизни, а не конкретную растительность. Они приобретали космический смысл, как следствие воздействия на планету солнечной энергии и воды. Обратите внимание, что на всех вышивках рядом с растительными мотивами обязательно присутствуют спирали, круги и кресты. Это дань солнцу, солнечные знаки.

Птица счастья имеет небольшую голову, веерообразный хвост, и поднятое вверх крыло. Подобные изображения птиц есть на славянских металлических предметах, найденных при раскопках древних курганов. Из этого следует, что сюжет уходит корнями в древность.

Обязательным и завершающим элементом является кайма. Она придает вышивке законченность, и является оберегом. Кайма состоит из полосы бранок (шашечек и дробнушек), которые чередуются между собой. Присутствуют также вьюнки, звезды и ромбы.

В последние годы старинное рукоделие стало возрождаться, и снова вошло в моду. Вышивка, как и другие виды народного творчества, возрождается с новой силой благодаря мастерицам, сохранившим традиции и приемы мастерства. Старшие передают богатый опыт молодым, которые изучают рукоделие во всем его многообразии. Они осваивают старинные приемы и технику списа, являясь продолжателями древних традиций.

В этом разделе:

  • «Народный мастер России» Лузянин И.Б.
  • «Народный мастер России» Воропаева Л.
  • «Народный мастер России» Савенкова Н.Г.

© 2021 Муниципальное бюджетное межпоселенческое учреждение культуры «Организационно-методический центр Орловского района»

Используя данный сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте данный сайт.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Вышивка Мережка для начинающих

Рубрики

  • БАБА ЯГА И другие (50)
  • ВСЕ ДЛЯ ДНЕВНИКА (557)
  • календари, часики (41)
  • Кнопочки (79)
  • Рамки (35)
  • Схемки (81)
  • Текст (39)
  • Уроки (255)
  • Фоны (49)
  • ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ И СПИЦАМИ (651)
  • Азы вязания (47)
  • Брюгге (7)
  • Ирландия (70)
  • коллекция узоров (94)
  • Кружевная кайма (20)
  • покрывала (49)
  • разное (139)
  • салфетки (115)
  • скатерти (31)
  • Сумки (19)
  • тунисское вязание (6)
  • Фриформ (5)
  • шали (31)
  • шарфы (15)
  • Шторы (13)
  • ДЕКОР (685)
  • дача (335)
  • загородный дом и дача (246)
  • квартира (181)
  • праздники (54)
  • стол (20)
  • украшение блюд (28)
  • ЗДОРОВЬЕ (1227)
  • Аюрведическая медицина (42)
  • Диагностика (36)
  • Диеты (229)
  • желудочно-кишечная система (29)
  • Женские проблемы (5)
  • Зрение (25)
  • Зубы (24)
  • Кожа (20)
  • Легкие (6)
  • Лимфатическая система (11)
  • Мочеполовая система (2)
  • Онкология (66)
  • паразитология (27)
  • печень, желчник (32)
  • Позвоночник, кости (54)
  • Почки (13)
  • Простуда, ОРВИ (75)
  • РАЗНОЕ (348)
  • Сердечно-сосудистая система (128)
  • эндокринология (71)
  • ИНТЕРЕСНО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО (200)
  • ИСКУССТВО (709)
  • живопись, графика (316)
  • опера, балет, музыка (83)
  • разное (146)
  • фильмы, спектакли (164)
  • ИСТОРИЯ (165)
  • Великие люди (35)
  • Москва и москвичи (22)
  • Родная старина (96)
  • КОМПЬЮТЕР (96)
  • КУЛИНАРНАЯ КНИГА ЯГИ (2125)
  • азы профессиональной выпечки (53)
  • Без глютена (23)
  • спиртные напитки и вина (3)
  • азы проффесионального мастерства (43)
  • выпечка (135)
  • десерты (83)
  • ЗАВТРАКИ (34)
  • закуски (54)
  • здоровое питание (104)
  • кексы (21)
  • консервирование (162)
  • конфеты (38)
  • крупы (35)
  • кулинарные путешествия (10)
  • кухни народов Мира (155)
  • макароны (11)
  • морепродукты (4)
  • мясо (59)
  • напитки (154)
  • несладкая выпечка (34)
  • ньокки (27)
  • овощи (216)
  • печенье (27)
  • Пироги, пирожки (61)
  • пицца (6)
  • по старым кулинарным книгам (36)
  • Пост (30)
  • птица (99)
  • рецепты от мэтров (36)
  • Рождество и Новый год (68)
  • рыба (70)
  • салаты (100)
  • сладкие украшения (53)
  • смузи, соки (11)
  • соусы (57)
  • супы (48)
  • сыр (23)
  • творог, молоко, яйца (61)
  • торты пирожные (117)
  • фрукты (39)
  • Хлеб (161)
  • Яблоки (64)
  • ЛИТЕРАТУРА (360)
  • МАСТЕРИЦА НА ВСЕ РУКИ (2851)
  • всё для дачи (84)
  • бисероплетение (65)
  • бумага (182)
  • валяние, войлок (25)
  • ВЫШИВКА (654)
  • ВЯЗАНИЕ (542)
  • глина и другое (83)
  • декупаж (163)
  • дерево (31)
  • Детское (24)
  • Для женщин (373)
  • Для мужчин (20)
  • карвинг (3)
  • коллекеция узоров ВЯЗАНИЕ (10)
  • кулинарное (22)
  • лоскутное шитье (116)
  • макраме (23)
  • мебель из картона (13)
  • мозаика (22)
  • Мои произведения (27)
  • новости (9)
  • носки, варежки и другое (2)
  • плетение (74)
  • разное (141)
  • ремонт своими руками (32)
  • роспись (96)
  • свечи (17)
  • украшения (37)
  • ШИТЬЕ (431)
  • МЕДИТАЦИЯ (75)
  • мандалы (32)
  • Медитация на неделю (9)
  • МУДРОСТЬ ВЕКОВ (113)
  • мудрецы мира сего (61)
  • притчи (21)
  • МУЖЧИНА В ДОМЕ (5)
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА (199)
  • классика (52)
  • разное (74)
  • релакс (70)
  • ОСТОРОЖНО! ДЕТИ. (277)
  • ПОЭЗИЯ (62)
  • Баба Яга придумывает (6)
  • духовные (10)
  • классика (19)
  • современные (28)
  • ПРАЗДНИКИ (40)
  • Пасха (4)
  • Рождество и Новый год (32)
  • ПРИРОДА (13)
  • ПРИРОДНОЕ ПИТАНИЕ (188)
  • Горячее (9)
  • Сыры (1)
  • Напитки (62)
  • Салаты (34)
  • сладости (36)
  • Супы (5)
  • Хлебобулочные изделия (15)
  • ПСИХОЛОГИЯ (202)
  • психотерапия (30)
  • разное (151)
  • релаксация (13)
  • Физиогномика (1)
  • РАЗНОЕ (31)
  • РУССКИЙ, СТАРОСЛАВЯНСКИЙ И ДРУГИЕ ЯЗЫКИ (179)
  • английский язык (41)
  • ДНЕВНИК САДОВОДА (912)
  • овощи (256)
  • Деревья и кустарники (69)
  • Удобрение (64)
  • Всё для рассады, иструментарий (30)
  • Ягоды (23)
  • травы (33)
  • цветоводство (111)
  • ФОТОГРАФИИ (187)
  • из личной коллекции (54)
  • ФОТОШОП (584)
  • ХОЗЯЙСТВО ДОМОВОГО (165)
  • глажка (5)
  • Планирование и учет (18)
  • Советы от Домового (90)
  • Стирка (13)
  • уборка (29)
  • Чистка (12)
  • ЭЗОТЕРИКА (177)
  • Оккультизм (36)
  • Эзотерическое целительство (92)
  • ЭТНОГРАФИЯ (525)
  • Быт, традиции (171)
  • зодчество (43)
  • куклы, обереги (49)
  • мифологические персонажи (24)
  • Одеяния, костюмы (137)
  • утварь (35)
  • фольклор (76)
  • Я ХОЧУ. (34)
  • ЯГА КОЛДУЕТ (127)
  • ЯГА ПОДЗАРЯЖАЕТСЯ (397)
  • Ароматерапия (23)
  • Водолечение (37)
  • Деревья лечат (15)
  • Другое (70)
  • Звукотерапия (35)
  • Лечение огнём (10)
  • Лунное здоровье и красота (2)
  • Массаж (40)
  • Минералотерапия (11)
  • Молитвотерапия (2)
  • Мудры (3)
  • Попаримся! (5)
  • Славянское целительство (11)
  • Танцы (11)
  • Хиромантия (3)
  • цветотерапия (8)
  • Цигун, йога и другие восточные практики (109)
  • ЯГА ПРИХОРАШИВАЕТСЯ (385)
  • косметика (122)
  • мыловарение (162)
  • Формула красоты (99)
  • ЯГА ПУТЕШЕСТВУЕТ (74)
  • Вьетнам (22)
  • Кипр (16)
  • Россия (29)
  • ЯГОВСКИЕ СНАДОБЬЯ (676)
  • а знаете ли Вы? (29)
  • грибы (18)
  • Мёд (15)
  • Специи на столе — здоровье в теле (211)
  • Травушки-муравушки (403)

Цитатник

Edimka.Ru → диеты, рецепты, тесты, всё для женщин http://edimka.ru/ анализа.

Японский массаж лица

Давайте подведем некоторые итоги июня и сравним их с тем, что было сказано в моем энергетичес.

Пуловер спицами Читать далее

Поделкин Как и чем быстро заделать дыру в крыше? Ши.

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

История вышивки на Руси. Олонецкая строчка по письму. МК

Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.

Девочка семи — восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати — шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты

Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце — символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица — символизировала приход весны.

Бархатный шов в вышивке крестом. Свадебный рушник. 2 часть

Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.

В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, «козлик», белая мелкая строчка.

Позже появились: вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской — Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей.

Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.

Северные сюжетные композиции чаще всего выполнялись швами роспись и набор. В некоторых районах русского Севера узоры на передниках, подолах рубах и полотенцах вышивали крестом, как правило, одноцветным: красным по белому или белым по красному холсту. В узорах изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом. Здесь же наряду с женским костюмом и мелкими бытовыми вещами и вышивкой украшали декоративные изделия: полотенца, подзоры и др.

Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с «отметками», то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название «репей» или «орепей». Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок.

Вышитый свадебный рушник. Мой опыт вышивки.2 часть

Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент.

В южных районах её применяли главным образом для украшения женской одежды и полотенец.

Одной из наиболее интересной и распространенных вышивок среднерусской полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, «косичка», «козлик», крест, счетная гладь, мережки.

КАЧАЛОЧКА, ПРОСТАЯ МЕРЕЖКА, МЕРЕЖКА ОДИНАРНЫЙ ПРУТИК — 6 шагов к простой мережке

На основе изучения традиций и опыта старых мастеров творческие коллективы художественных промыслов создают декоративные изделия, которые отвечают эстетическим требованиям современного искусства.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др.

Вышитую одежду мы видим и на картинах эпохи возрождения. По виду этих работ легко можно предположить, что вышивать, плести кружево, вязать человек умел значительно раньше. Ведь само изготовление одежды привело к изобретению иглы и крючка, зародило простейшие швы, которые теперь мы называем «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый и тамбурный швы, Можно предположить, что название «тамбурный» шов произошло от способа вышивки по ткани, натянутой на пяльцы, как на тамбурин — бубен. И вышивали-то с помощью крючка, располагая моток пряжи под пяльцами и протаскивая петельки нити крючком с изнанки на лицо. На поверхности ткани образовывались узоры из ряда петелек — то, что мы теперь называем тамбурным швом. Впоследствии научились выполнять этот шов иглой, а вязание крючком очень часто по всему миру называют тамбурным вязанием.

Одежду на Руси шили из льняной ткани, сотканной из льняной нити, которую пряли из льняной кудели. Ткань в основном была простейшего полотняного переплетения — холст. В зависимости от толщины спряденной нити получали и ткань — тонкую и очень толстую.
Отбеливали холстины (новины) зимой на снегу в солнечный день. Изготавливали пряжу и из овечьей шерсти, ткали шерстяные полотна, из пряжи вязали изделия. Из овечьей шерсти готовили и валяную ткань и валяные изделия. Одежду — рубахи, сарафаны, фартуки, платки, брюки, верхнюю одежду, даже валенки и сапожки украшали вышивкой, кружевами, сплетенными поясами и лентами. Белье, полотенца (рушники), подзоры, занавески, скатерти и др. тоже украшали вышивкой и кружевом. Рисунки выдумывали сами, например по узорам на окнах зимой, составляли из стилизованных изображений цветов, растений, фигур животных и человека.

Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед. Но это особая и очень интересная тема, теперь утратившая свое былое значение.

Рукоделием занимались женщины на селе преимущественно в зимнюю пору, когда освобождались от работы в поле, в лесу и на огороде. Зимний день короткий, а работать можно было только днем, лишь в исключительных случаях при лучине или, позже, при свече.

Поэтому и вышивка в основном была на белом полотне да белой нитью. Видимо, по этой причине самые старые вышивки были «по выдергу», особенно в северных губерниях. Выдергивая из полотна нити и вдоль и поперек, получали новую фактуру ткани, по которой выдернутой нитью выполняли узоры, заполняя дырочки разными разделками. Книг не было, да и школ не было. Учились друг от друга. В каждой губернии, небольшом районе рождалась своя, отличная от других техника вышивки. И до сих пор, хотя обмен опытом стал несравненно более широким, мы отличаем тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити. Даже вышивка крестом в разных губерниях различается и по виду, и по цвету. Так, воронежские узоры вышивались преимущественно черной нитью, северные — красной, а чем южнее, тем ярче была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Узоры, выполненные по ткани простыми швами, были очень примитивными, а цвета пряжи для вышивки весьма онообразными — красный, малиновый, желтый, синий да зеленый. Это объянялось тем, что красители были растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше цветовая гамма, так как разнообразнее и растительность.
По редине (это особое полотно, сотканное редко из ровной кручено пряжи) стали вышивать так называемыми счетными швами. Накладывая на ткань по счету ее нитей одноцветную пряжу и заполняя отдельные участки треугольниками, квадратами, прямоугольниками, полосками, получали особые ритмичные узоры. Такую вышивку назвали «счетная гладь», а ее более совершенную разновидность — «атласники».
По полотну и особенно по редине вышивали и швом «вперед иголку», создавая узоры из геометрических фигур. Такой вид вышивки получил название «браное шитье» и «набор», а его разновидность — «орловский спис».
Вышивка крестом, полукрестом-росписью тоже зародилась на Руси давно и выполнялась по счету нитей ткани. Несколько позже стали вышивать гладью. По плотному неотбеленному холсту красной пряжей с добавлением желтой, синей и зеленой нити вышивали цветочный орнамент, птиц, женские фигуры, рыбок. Этот способ вышивки получил название «верхошов» так как по лицу укладывалась гладь, а по изнанке лишь мелкие стежки — переход нити на лицо. Такая вышивка зародилась во Владимирской области и называется «владимирская гладь».

Во Владимирской области в пос. Мстёра родилась и другая разнвидность глади — «мстёрская белая гладь». Ее выполняют по очень тонкому полотну, по батисту и маркизету. Традиционно вышивают тонкими белыми нитями по белой ткани. (Теперь вышивают и по цветной ткани нитями в тон ткани.) Техника этой вышивки — двусторонняя гладь, гладь с настилом, подкладная гладь (теневая), краевая гладь, проколы и прорези, тонкие накладные сетки, все виды простых швов, узелки, россыпь и самая сложная техника — стяги, которые выполняют по счету нитей тонкой ткани.

Разумеется, с развитием торговли пришло на Русь и «заморское» рукоделие — вышивка шелком, металлизированной нитью, бисером. Хотя использование в вышивке каменьев и особенно речного жемчуга (которым Русь была очень богата) у нас существует с очень давних пор. Да и бисер делать мы научились очень давно. Одежда бояр и боярышень, кокошники и душегрейки были очень богато расшиты. Вместе с христианской верой пришло на Русь и золотошвейное искусство.

С этого поста я начну знакомить Вас с красивой древней русской вышивкой.

Пасхальный Рушник — вышивка бисером и оформление|Мой давний процесс

Олонецкая строчка по письму

Особое место среди строчевых техник занимают так называемые строчки по письму. Этот вид вышивки представляет собой сочетание сквозного и глухого швов. Работы, выполненные в этой технике, производят впечатление силуэтного изображения, как бы вырезанного из ткани. Строчки по письму характерны для русского севера. Они выполняются белыми нитками по белому полотну.

Строчками по письму украшались полотенца, подзоры к простыням, скатерти и т. д. Контур нанесенного на ткань рисунка обшивался тамбурным швом в один (вологодская строчка по письму) или в два ряда (олонецкая строчка по письму) с помощью крючка.

В олонецкой строчке по письму сначала делают петли внутреннего ряда тамбурного шва, а затем навстречу им вышиваются петли внешнего ряда. Петли тамбурного шва надо делать небольшими, Оба ряда петель должны располагаться как можно ближе друг к другу.

Подготовка:
Обработайте края ткани швом «зигзаг» на швейной машине или вручную редким петельным швом, чтобы они не осыпались. Отступите от двух соседних краёв ткани на 6 см и проложите контрастной нитью намётку точно вдоль нитей ткани. Переведите рисунок вместе с рамкой на кальку. Положите льняную ткань на кусок ватмана и прикрепите её булавками. Следите за тем, чтобы ткань лежала ровно и не была перекошена. Положите кальку с рисунком поверх ткани так, чтобы контуры рамки совпали с намёткой на ткани. Булавками закрепите верхний край кальки, захватывая и лён, и ватман. Подведите под кальку копировальную бумагу, закрепите булавками нижние края кальки и переведите рисунок на ткань.

1. Рассмотрим принцип выполнения узора на сумке

В первую очередь вышейте внутренние линии узора тамбурным швом, затем контур.
2. Проколите украшающие работу дырочки диаметром 3—5 мм на лепестках и листьях. Обшейте их гладьевым валиком. Чтобы дырочки получались правильной круглой формы, края их надо сильно стягивать нитью. Прокалывать ткань можно деревянной спицей, заточив один конец.

3. После этого выполните сетку . Выдергивайте нити в направлении от края сетки к рисунку. Сперва подрежьте и выдерните по одной нити основы и утка в самом широком месте фона, постепенно переходя к более узким местам. Выполнять эту работу надо очень аккуратно, следя за тем, чтобы нить не продернулась дальше контура рисунка. Готовую сетку обвейте одним из описанных ниже способов.

Совет
С изнанки к вышивке можно подшить ткань контрастного цвета. Так рисунок будет хорошо выделяться.

Как самостоятельно раскроить и вышить Вышиванку, Вышиванка своими руками , мастер-классы по вышивке

Теперь мастер класс каждого применяемого в этой технике шва.

ТАМБУРНЫЙ ШОВ
Этот шов служит для того, чтобы вышивать толстые прямые или искривленные линии. Выполняется сверху вниз.
1 Выведите иглу на лицевую сторону ткани в точке А.
2 Снова вколите иглу в точку А и выведите ее в точке В внутри петли, образованной нитью.
3 Снова вколите иглу в точку В и выведите ее в точке С. Повторите это действие необходимое число раз.
4 Закончите небольшим стежком, закрепляющим последнюю петлю.

Как вышивают рушники? / Утренний эфир

Сделав первый (верхний) ряд панки, приступают к выполнению второго (нижнего) ряда, одновременно делая воздушные петли полотнянки. Для этого рабочую нитку закрепляют внизу на подстрочке, делают два столбика панки и движением рабочей нитки вверх налево обвивают два столбика петлей, затем нитка переходит вверх и делает петлю на панке,потом вправо за два столбика и, наконец, снова вниз к месту начала воздушной петли. Чтобы перейти к выполнению второй воздушной петли, делают четыре столбика панки. Между четвертым и пятым столбиками делают вторую воздушную петлю.

Республика мастеров. Мастер-класс по вышивке рушника. Часть 1

Внешний вид таких мережек может быть самым разнообразным. Сначала делают обычную мережку «столбик», затем, закрепив нитку, движением справа налево набирают на иголку четыре столбика: первый под иголку, второй на иголку, третий под иголку, четвертый снова на иголку. После четвертого столбика, протащив нитку, уже обратным движением иголкой левый четвертый столбик набирают под иголку, третий на иголку и так до первого (чтобы нитка перекрыла те столбики, которые при первом ходе оказались над иголкой). Протаскивая нитку, затягивать ее не нужно. Снова направляют иголку справа налево, и так до середины мережки, затем с середины мережки набирают следующие четыре столбика и т. д. Но если предыдущую группу столбиков заполнили снизу вверх, то следующую надо заполнять сверху вниз.

Сновочные мережки могут быть в 3, 5, 7 сновок, то есть в 3, 5, 7 рабочих ниток, в зависимости от ширины мережки. Мережка в 5 сновок. Из ткани выдергивают 20— 30 нитей и делают столбики. Затем первую рабочую нитку закрепляют на ткани посередине мережки и стягивают в пучок то 4 столбика, то 6 столбиков (так чередуя до конца мережки). Вторая рабочая нитка закрепляется на материале в точке «а» (слева) и проходит волнообразной линией с одного конца мережки до другого. Сначала она идет над первым снопиком (в четыре столбика), соединяя узлом по два столбика, затем проходит в центре второго снопика (в 6 столбиков), не закрепляясь и под третьим снопиком (в 4 столбика), также соединяя по два столбика узлом (см. ход нитки «а» на рисунке). Третья рабочая нитка «б» повторяет движение нитки «а»; четвертая рабочая нитка сновка закрепляется в точке «в», проходит волнообразно над ниткой «а» в первом снопике, затем в центре второго снопика и под ниткой «а» в третьем снопике. Нитка «в» вначале закрепляется узелком на первом столбике, затем она стягивает узлом второй и третий столбики, образуя раскол, и закрепляется узлом на четвертом столбике. Пятая рабочая нитка — сновка «г» — повторяет движение нитки «в». В этой мережке на пересечении волнообразных линий на снопике в 6 столбиков вышивается большой «паучок», а на снопике в четыре столбика — маленький «паучок». «Паучки» делают рабочей ниткой, которая проходит по средней нитке мережки. Она скрепляет место перекрещивания волнообразных линий на снопике и настилает паучок.

Если мережку делают в двух направлениях —- горизонтальном и вертикальном, то при скрещивании ее рядов образуются пустые квадратики. Эти квадратики можно заполнить простым или сложным узором, в зависимости от сложности рисунка мережки. Самый простой рисунок по выполнению — это «паучок». Сначала рабочую нитку натягивают с угла на угол квадрата по диагонали, а затем по горизонтали и вертикали. Натягивая нитку, ее обвивают, причем последнюю нитку обвивают только наполовину. Дойдя до центра перекрещения натянутых ниток, рабочей ниткой делают узелок в центре. Чтобы образовался «паучок», рабочая нитка должна двигаться по кругу, переплетая нитки. Обойдя круг, нитка зацепляет за последнюю натянутую нитку и поворачивает назад, переплетая нити в обратной последовательности. Сделав последний круг, нитка закрепляется возле незаконченной (необвитой) нитки и обвивает ее до конца. В готовом виде рисунок напоминает паука. Края квадратов заделываются петельным швом или гладевым валиком.

Самый простой способ выполнения мережки

сделайте сетку, удалив по двум направлениям из ткани по 2 нити и оставив по 3. Подрезайте нити для удаления ближе к середине круга и так же, как при выполнении мережки, подверните выдернутые нити на изнаночную сторону и приметайте их к ткани. Впоследствии вы их сможете закрепить стежками вышивки и второго ряда тамбурного шва. Обвейте столбики получившейся сетки швейными нитками в тон ткани по диагонали, переходя от вертикального столбика к горизонтальному, а затем опять к вертикальному и т. д.

При правильной обработке сетки на изнаночной стороне в местах пересечения столбиков сетки у вас получатся диагональные стежки. По обвитой сетке выполните диагональную штопку с «копеечками». Для этого протяните рабочую нить из одного угла в другой и, обвивая её, возвратитесь к началу работы. Выполняя обвив, прикрепляйте нить к сетке, проводя иглу под встречающимися столбиками. Таким же образом проложите диагональные нити в другом направлении. При выполнении обратного навива пересекающей нити скрепите её с первой нитью узелком и «копеечкой». Для выполнения «копеечки» сделайте обвив по проложенным нитям так, как показано на рисунке. Закончив «копеечку», продолжите обвив нити до следующего пересечения с первой нитью.

Мастер-класс для начинающих, вышитый рушник часть 2 /Master-class for beginners, embroidered rushnyk