Мастер-класс Шьем куколку в мордовском национальном костюме

Шьем куколку в мордовском национальном костюме

Очень долго я собиралась, но всё-таки решила выставить свою работу на конкурс. В мастер-классах я ещё новичок. Очень трудно всё пришлось, но всё же. Сначала я хотела показать, как сшить один национальный костюм, но в итоге решила показать и то, как сшить куклу. И вот что у меня получилось. Не судите строго, но хочется узнать, какие ошибки я допустила в работе. Хотела показать, как вязать набедренную повязку и как сделать туфельки, но не хватает места. Панталончики и туфельки сделаю в следующем мастер-классе. Приятного просмотра

Мордовский национальный костюм (Эрзя)

Мастер — класс «Народные куклы»

Материалы для изготовления:

  • Ситец
  • Бязь для туловища куклы
  • Атласные ленты
  • Кружева
  • Нитки
  • Пряжа «травка» для волос и чёрная для набедренного украшения (пулай)
  • Иглы
  • Ножницы
  • Линейка
  • Простой карандаш
  • Дермантин
  • Кож.заменитель
  • Синтепон
  • Крючок

1. Рубаха (2 детали) – 40х10 см.

2. Рукава (2 детали) – 9х10 см.

3. Ластовица (вставка под мышкой в рубашке) – 4х4 см.

ШЬЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ молдавский наряд для КУКЛЫ ТАНИ, легенда об ЕВДОХЕ

4. Фартук (2 детали) – 10х9 см.

5. Задняя часть шапки (сорока) — 8х13 см. 4.

Начинаю с пошива куклы.

Детали выкроек без припусков на швы

Выкраиваем детали, не забывайте делать выкройки по долевой нити.

ШЬЁМ ТУЛОВИЩЕ И НОГИ

Прострачиваем детали, сложенные вдвое, обрезаем припуски. Надрезаем в углах на 2 мм, не доходя до швов. На деталях ног не прострачиваем низ

В детали ног вставляем стопу и прострачиваем, разрезаем в верхней части ноги одну деталь для выворачивания. Следите за тем, чтобы не разрезать обе детали с одной стороны.

Выкраиваем детали рук по долевой.

Прострачиваем швы. Можно оставить отверстия сбоку руки, для выворачивания, а можно прострочить всё, а потом так же как в ногах надрезать одну часть. Тоже нужно следить за тем, чтобы разрезы у каждой руки были с разных сторон.

Сначала прострачиваем вытачки.

Затем совмещаем контуры затылка и прострачиваем ту сторону, которая обозначена штриховкой.

Разворачиваем затылок, складываем детали переда и затылка, совмещая контуры, и прострачиваем, оставляяя внизу отверстие для выворачивания.

Выворачиваем все детали куклы. Для этого пригодится палочка от суши.

Набиваем куклу синтепоном или холофайбером.

Зашиваем «потайным швом» отверстия на туловище, руках и ногах.

Шею вставляем в голову кукле и тоже пришиваем «потайным швом», пришиваем руки и ноги. Я использовала для этого пуговицы (с ними кукла может сидеть). Можно и без них.

Приступаем к изготовлению костюма.

Выкройки шапки «Сороки», ластовицы и ботиночек.

Мастер-класс «Русская народная кукла Сорока»

Мордовский национальный костюм.

Немного истории. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: чёрный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. У мордвы четко прослеживается геометрия вышивки — использование ромба, квадрата, прямоугольника. Основным элементом орнамента вышивки является ромб. Ромб является универсальным символом, который имеет несколько значений при сохранении главного смысла, как знак благоденствия, изобилия, плодородия. Самый удивительный знак — розетка. Солярный знак — символ солнца, имеет 4 части, точно указывает на стороны света.

Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой — сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12-15 см. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди.

Начинаем шить рубаху, вырезаем детали.

В «Полезной рубрике» учимся делать кукол своими руками

На рукавах, с одной стороны (низ рукава) загибаем по 0,5 см. на лицевую сторону и пришиваем кружева.

Совмещаем середину рубахи и рукавов и пристрачиваем рукава к одной и другой части рубахи.

Как сшить куклу. Урок 1 — как сшить тело куклы. Кукла по мотивам Сьюзен Вулкотт. | Elma-toys

При сшивании двух сторон рубахи не зашиваем до конца верх и низ. Вырезаем горловину.

Отмеряем по своему вкусу расстояния от краёв рубахи (но не слишком близко к краю) и пристрачиваем вдоль тесьму.

Пришиваем тесьму к горловине и снизу впереди рубахи. Пришиваем ластовицу.

Складываем рубаху пополам и прострачиваем края рубах, не забывая о ластовице.

Вот что у нас получается.

Горловину обрабатываем тесьмой.

ШЬЁМ ПЕРЕДНИК (икельга паця)

Выкраиваем 2 детали 9 х10 см.

К одной детали пришиваем тесьму.

Складываем две детали лицевыми сторонами внутрь.

Сшиваем с трёх сторон, верх остаётся не зашитым (извините, здесь машинка стала немного плохо шить).

Выворачиваем и по верху пришиваем косую бейку.

Выкраиваем две детали панталончиков (на выкройке дана половина детали).

Прикладываем выкройку к сгибу ткани. Разворачиваем и дорисовываем вторую сторону.

Складываем детали вместе, лицевыми сторонами внутрь, совмещая контуры и прострачиваем бока, как показано на фото.

Пришиваем снизу к каждой детали кружева.

Растягиваем детали и прострачиваем ширинку.

Обрабатываем края. Подгибаем верх на 1 см. (чтобы влезла резинка) и прострачиваем, оставляя отверстие для вставления резинки.

Вставляем резинку. Панталончикки готовы.

ШЬЁМ ШАПКУ «СОРОКА»

Выкраиваем две детали шапки (обратите внимание, что сгиб ткани снизу).

На одной детали пристрачиваем тесьму, кружева.

Складываем детали вместе, лицевой стороной внутрь, прострачиваем, оставляя отверстие там, где нет тесьмы.

Выворачиваем, зашиваем дырку и вставляем одну половинку шапки в другую.

Делаем ещё одну деталь 12х6 см для позатыльника, пристрачиваем на одну часть так же ей тесьму снизу, затем складываем детали вместе, лицевой стороной внутрь, прострачиваем, оставляя отверстие там, где нет тесьмы.

Выворачиваем и пришиваем к задней части шапки, украшаем её пумпонами, бисером, пайетками.

ВЯЖЕМ НАБЕДРЕННОЕ УКРАШЕНИЕ (пулай), кто не умеет вязать, может сшить его из чёрной ткани.

1 ряд. Вяжем 20 воздушных петель.

2 ряд. Вяжем столбики с накидом, через 1 петлю, весь ряд.

3-5 ряд. Повторяем рисунок 2 ряда.

Привязываем шнурок сверху, украшаем пулай тесьмой, пайетками и бисером.

Мастер класс по изготовлению кукол из фоамирана в мордовском национальном костюме.

Блиняева Татьяна Николаевна
Мастер класс по изготовлению кукол из фоамирана в мордовском национальном костюме.

Изготовление куколки в мордовском национальном костюме очень похоже на изготовление других кукол (у меня в блоге есть мастер класс по изготовлению кукол в татарском русском и чувашском костюме и если возникнут проблемы с изготовлением можно посмотреть и некоторые непонятки будут я надеюсь устранены)

Делаем куколку из ФОМ ЭВА (фоамирана)белого и синего цвета, украшаем лентами с национальным узором.

Делаем конус из картона и обтягиваем Фомом, затем украшаем

Голову делаем из пенопластового шарика и обтянутого коричневым Фомом и украшенного головным традиционным убором.

Авторские куклы ручной работы Наташи Кондратюк

Мастер-класс «Цветы сирени из фоамирана» Здравствуйте,дорогие друзья!Хочу поделиться с вами очередным мастер-классом из полюбившегося мне материала-фоамирана. На сей раз мы сделаем.

Мастер-класс «Изготовление кукол из ниток» Для работы потребуется: тонкие прочные шерстяные нитки, ножницы, картон. 1. Туловище – нарезаем (наматываем на картон, затем разрезаем.

Мастер-класс «Кукла в русском народном костюме» Нравственное воспитание — один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в.

Од пинге. Конкурс «Кукла в национальном костюме»

Мастер-класс по изготовлению куколки в татарском национальном костюме Мне нравиться выражение нет конфликта культур, есть конфликт бескультурья! Поэтому продолжаем знакомиться сами и знакомить наших деток с.

Мастер класс «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол». Цель мастер класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол. Задачи мастер класса: обучающие:.

Мастер-класс по изготовлению кукол «День и ночь» Кукла -знак человека,его игровой образ. символ. который фокусирует время. историю культуры,страны и народа,отражая их движение и развитие. С.

Мастер-класс по изготовлению обрядовых кукол на праздник «Масленица» Широкую масленицу встречаем вместе с родителями и детьми. Совместно делаем обрядовые куклы, которые выносим на праздник. Сегодня я расскажу.

Мастер класс: «Шьем одежду для кукол!» — из опыта работы (для воспитателей) b] ОБОРУДОВАНИЕ[/b] -Обрезки,от брюк (штанины.); -Белые кружева (кружева подбираете под материал,но белые идеально подходят ко всему);.

Мастер-класс «Украшения для кукол» (старший возраст) Предлагаю Вашему вниманию мастер класс, по созданию бижутерии для кукол. Оборудование: -трубочки от сока разного цвета -ножницы.

Мастер-класс «Букет роз из фоамирана» Свой букет из роз я создала из фоомирана. 1 — Для основания понадобится шарик из пенопласта диаметром 7 см. Если такого нет, можно сделать.

Проектная работа «Авторская кукла в мордовском национальном костюме»

« Авторская кукла

в мордовском национальном костюме »

Брашкина Алина

г.о. Тольятти, МБУ «Школа № 86», 5-Д класс

Жукова Татьяна Николаевна ,

Педагог дополнительного образования, МБУ «Школа №86», ЦДО «Радуга»

I. Организационно-подготовительный этап .

Обоснование возникшей проблемы…………………….3

Историческая справка (исследования)…………………4

Разработка различных вариантов……………………. 10

Выявление основных требований к изделию…………11

Анализ идей и выбор лучшего варианта………………12

II . Технологический этап .

Материалы и инструменты……………………………..13

Организация рабочего места, ТБ при работе………….13

Технология выполнения изделия………………………15

Экономическое обоснование…………………………. 21

III . Оценочный этап

Дизайн-анализ практической части……………………22

Использованная литература и другие ресурсы……….24

I. Организационно-подготовительный этап.

Земли есть и красивей —
Мне не надо иной:
Ты ведь тоже Россия,
Край Мордовский родной

1. Обоснование возникшей проблемы.

Я очень люблю и горжусь своим папой. Он – настоящий герой. По национальности папа мордвин. На занятиях в кружке «Кукольный мастер» мы учимся шить руками замечательных кукол, это очень интересно, и я захотела создать такую авторскую куклу, чтобы папа гордился мной, куклу в национальном мордовском костюме.

Кукла—первая среди игрушек, одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры. Она известна с глубокой древности. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых, оставаясь вечно юной. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу.

Я заинтересовалась историей и бытом мордовского народа. Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу. Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин.

В этом учебном году научилась шить на швейной машинке, посещая мастер-классы в «Швейном мире». Я поняла, что смогу сшить куклу, красивую и нарядную, и получится вполне аккуратно, а небольшие детали поможет сделать мой педагог Татьяна Николаевна.

Свои работы я всегда выполняю с большим желанием, т.к. мне очень нравится это занятие. Я вкладываю частичку своей души в каждую игрушку. Думаю, это будет хорошим подарком для папы.

2. Формулировка задач

Я хочу, чтобы моя кукла была красивой, радовала глаз и поднимала настроение, а костюм куклы соответствовал мордовскому этносу. Чтобы люди, увидев мою куклу, сразу понимали, что это мордовка.

Цель проекта — сшить авторскую куклу в мордовском национальном костюме.

Задачи проекта.

Изучить историю мордовского костюма, его разновидности.

Нарисовать эскиз куклы, сделать выкройки куклы и костюма.

Выполнить необходимые технологические операции.

3. Историческая справка (исследования)

В мордовской семье каждая девушка имела своё личное имущество, которое включало праздничную одежду, головной убор, украшения. Девочки с ранних лет начинали вышивать себе рубахи, подбирать бусы, пуговицы, жетоны. Из семейного бюджета дочерям выделялась определённая сумма денег для приобретения нужных предметов. Их собственный доход мог складываться также от продажи ягод, грибов, орехов. Нередко девушки нанимались на сторону полоть огород, молотить хлеб, вязать снопы, ощипывать гусей.

Исключительно женским имуществом являлся бабий короб – парь – долблёная кадушка с праздничной одеждой и разнообразными украшениями (бусы, застёжки, бисерные воротники, головные уборы с богатым бисерным шитьём, подвески, поясные украшения). Предметы из короба никогда не продавались, а переходили из поколения в поколение. Парь в раздел никогда не поступал, и женщина могла распоряжаться своей собственностью независимо от мужа, она являлась неприкосновенной, и никто не имел права её растрачивать.

Народный костюм – результат коллективной творческой деятельности многих предшествующих поколений, воплощение «культурной памяти» далеких предков.

Традиционный костюм мордвы, особенно женский, очень самобытен и красочен. Будучи в основе своей единым, он подразделяет­ся, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою оче­редь, включают не менее полутора десятка разновидностей. Расцветка мордовской вышивки включает чёрный цвет с синим оттенком и тёмно-красный как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.

Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст. Рубаха – главный компонент женского костюма. Ее стан состоит из двух полотнищ прямоугольной формы в центре вдоль шва два разреза. Один глубокий треугольный для головы, другой — на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Эрзянская традиционная рубаха до начала ХХ века оставалась неизменной, сохраняя единую основу. В первой половине ХХ века новый крой проникал в эрзянские села в виде совершенно новых элементов одежды: сарафана, а затем парочки – юбки с блузкой.

Материал одежды скрывал от всех истинные параметры человека, т. е. нечто внутреннее, природное. С другой стороны, этот же материал костюма искусственно формировал новые объемы и формы тела.

Носитель одежды занимался земледелием. Передаваемые из поколения в поколение особенности кроя были направлены на то, чтобы не сковывать движения человека, не мешать ему во время физической работы.

Женскую рубашку эрзянки носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением ( пулай , пулагай, пулакш). Как знак полового созревания, девочки начинали носить пулай с 13-14 лет, а затем принадлежностью костюма женщины он оставался до самой смерти. Это украшение называли «поясом стыдливости». Лицевая сторона пулая украшалась вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного бисера, пуговиц и т.д.. Дальше, почти до колен, шла бахрома из шерсти черного цвета, но на праздничных пулаях она могла быть красной или зеленой. Шерсть дополнялась медными цепочками, а по бокам прикреплялись кисти из бисера.

Декоративным центром нагрудных украшений является застёжка, края закалывает ворот рубахи (сюлгам, сюл-гамо). Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником кргань-пирьф (у мокши). К бисерному нагруд­нику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисто­чек и монет, более красивые из которых распола­гаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части украшения.

Украшения — серьги, браслеты, перстни, кольца изготовлялись из меди и её сплавов, реже из золота и его сплавов, из сплава золота с серебром.

Для эрзянок типичны были высокие головные уборы на твёрдой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блёстками, а для мокшанок — двурогие головные уборы, тюрбанообразные повязки. Причёски замужних мокшанок представляли собой два закрученных на висках пучка волос, которые также походили на рога. На уши надевали серьги с подвеской — серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха.

В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.

Вышитый орнамент эрзянской рубахи прост. Обычно он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Математика декора, геометрия стежка-

Простота и совершенство нитью красной сплетена,

И в покае, и в сюлгамо

Праздник национального костюма

Ромб, квадрат, прямоугольник

Украшают панар твой.

В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы. Художественный вкус мордовского народа формировался с учетом традиций финно-угорских народов и взаимодействия культур соседних народов, в первую очередь, русской. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Мордовским орнаментом восхищаются и в России, и за границей. Эрзянская и мокшанская вышивка интересует ученых- этнографов. Они утверждают, что мордовский орнамент-это сложнейшая пластическая система, настолько все в нем гармонично, выверено, точно рассчитано. В узорах на одежде различили родовые знаки- «резы», похожие на древние руны- знаки рунического письма древних скандинавов и германцев.

Орнамент мордовской вышивки , выполняемый в счетной технике росписи, набора требовал от мастерицы высокого профессионализма, четкого соблюдения канона, недопустимости отклонения в технологии вышивания ни на одну нить. Жесткость требований этнокультуры отражалась в ограничении цветовой гаммы: такие вышивки были монохромны, лишь иногда наблюдалось чередование черного и красного, но за границей цельного мотива. В орнаментальном контексте картины мира восприятие знака, расположенного по краю изделия (на подоле, по вороту) или по швам рубахи, сигнализировало актуализацию человеком оппозиции свой / чужой, понимаемой как – добро / зло, верх / низ, небо / земля, земля / подземное царство, внутренний / внешний, жизнь / смерть, социальных категорий мужское / женское, старший / младший.

Ценно то, что в узоре впервые проявилось «пространство мира», визуализированное белым фоном холста. Орнамент, создаваемый с предельным напряжением зрения, точностью движения иглы, сосредоточенностью на безошибочном выполнении мотива, выработкой усидчивости, отражал высокие требования (вплоть до самоотречения), предъявляемые культурой к человеку, и прежде всего, к замужней женщине. С другой стороны, вертикальное расположение орнамента создавало ощущение стержня, опоры, надежности. Символика орнаментальной вертикали предполагала наличие в народных представлениях моральных категорий чистого, возвышенного, требующих от человека определенных ограничений, соблюдения запрета богов, выполнения всех предусмотренных правил с целью рождения нового, следовательно, бесконечного развития.

Белый цвет , осмысливаемый в качестве несомненной ценности (зрелость, полезность, изобилие, благо, добро, жизнь) являлся знаком очень высоких моральных требований этнокультуры (чистота, святость, сдержанность, невинность), транслировал семантику красоты в передаваемой картине мира.

Красный цвет — якстере (э.), будучи одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обладал множеством символических смыслов, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу, весьма актуальные для продолжения жизни. В семантике цвета прослеживалась связь с духовным миром человека, его чувствами.

Восприятие черного цвета — раужо (э.) было негативным либо нейтральным.

Зеленый цвет — пиже (э.) был тесно связан с окружающим миром природы, поэтому воплощал семантику молодости, незрелости объекта, словно зеленый лист, меняющийся в зрелом состоянии на желтый, оранжевый, красный.

Как сшить Русский народный костюм Кокошник

По ассоциации с качествами соответствующих предметов желтый цвет — ожо (э.) содержал семантику зрелости, полезности, ценности. Кроме того, определенным сочетанием цветов, степенью их интенсивности цвет мордовского костюма второй половины ХIХ века информировал о поле, возрасте, субэтнической принадлежности носителя.

Вплоть до начала ХХ века эрзянские и мокшанские женщины одежду шили в основном из отбеленного конопляного холста акша котф (м.), ашо коцт (э.). Соответствие идеалу достигалось путем отбеливания, несмотря на значительную трудоемкость, сложность, повторяемость указанного процесса.

Яркость праздничного костюма привлекала внимание к мордовской девушке, молодой женщине, что способствовало формированию зрелой, уверенной, жизнелюбивой, сильной личности. Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2-3 помощницы.

Обратите внимание на обувь женщины – мордовки. Праздничной обовью были кожаные сапоги со сборами и острыми носами (кемот, кемть). На широкий каблук прибивались медные подковки. Может потому мы слышим четкий ритм в танце, когда женщины в праздники танцуют, притоптывая каблучками. Повседневной обувью служили лапти. Мордовские лапти отличаются от русских. У них более высокие борта и они плелись на обе ноги. Носили лапти с портянками или суконными онучами, причем у мокши преобладали онучи черного цвета.

Древнейшая одежда предков мордвы изготавливалась из шкур животных, впоследствии – тканей, скрепляемых вокруг тела человека поясом, формирующим костюм. По технике изготовления пояс (каркс- э.) у мордвы был сходен с поясами других народов Восточной Европы (русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, удмуртов, чувашей, казанских татар). Древний костюм был разнообразным по своему назначению, благодаря использованию кожи, меха, растительного материала и освоению человеком разнообразных способов изготовления (скалывание, плетение, вязание, обертывание ног).

В середине I тыс. н. э. костюм эрзи и мокши в основных деталях был сформирован, бытовали все составляющие комплекса: нательная рубаха, поясная одежда, верхняя одежда, разнообразные головные уборы (венки, завязки, колпаки, закрывающие шею от комаров), обувь (кожаная, плетенная из лыка, онучи), украшения (подвески, амулеты, застежки), пояса.

Традиционный костюм сохранился в настоящее время в разной степени у мокши и эрзи. Если мокшанки ещё довольно часто надевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты одежды, то эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по тем или иным праздникам, на концерты художественной самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды.

Разработка различных вариантов

На занятиях в кружке «Кукольный Мастер» мы шили несколько вариантов кукол:

Нитяные куколки. Для изготовления требуются только нитки. Получаются вполне симпатичные куклы. Можно использовать как обереги или сувениры. Этот вариант не совсем подходит для моего замысла. Он слишком простой.

Безликие русские куклы (столбушки, куклы-обереги). Моя кукла должна быть большего размера, так как детали костюма сложно выполнить в таком миниатюрном варианте. Я хочу, чтобы у куклы было лицо.

Примитивные куклы. Кукла тряпичная. Для этой куклы необходима хлопчатобумажная ткань или трикотаж, нитки, пряжа, синтепон и всевозможная тесьма для отделки. С такой куклой можно поиграть, но можно использовать в качестве сувенира. Этот вариант вполне подходит. Можно самой нарисовать эскиз куклы, сделать выкройку, где будут и тело куклы, и ручки, и ножки, а также можно нарисовать лицо.

Кукла вязаная. Чтобы сделать эту куклу, придется потрудиться. Она тоже выполнена из ниток и набита синтепоном. Но времени потребуется больше, чтобы ее связать.

Изучив историю и этнографию мордовского национального костюма, я поняла, что есть основные два подтипа традиционного костюма — эрзянский и мокшанский . Мне очень понравились такие элементы костюма эрзянки, как пулай, рубаха, лапти и фартук. Этот костюм более нарядный. Его эрзянки одевают по праздникам и на концерты самодеятельности. В мокшанском костюме очень много символичной вышивки, а времени на выполнение проекта не так много. Решено было использовать различную тесьму в мордовском национальном стиле, бисер.

5. Выявление основных требований к изделию

1) Потребность заключается в том, чтобы кукла была красивая и хорошо смотрелась в интерьере.

2) Кукла должна быть оригинальной и аккуратно выполнена.

3) Костюм куклы должен похож на праздничный костюм эрзянки.

4) Кукла должно вызывать в моей семье радость, чувство гордости.

5) Материалы должны быть доступными .

6) Должны быть доступны инструменты, приспособления и оборудование для ее изготовления.

7) Куклу можно изготовить как в домашних условиях, так и на занятиях в кружке.

8) Кукла должна быть безопасной в использовании.

9) Кукла должна быть экологически чистой.

Как сшить Русский народный костюм Сарафан

10) Я должна учитывать уровень своего мастерства

11) Учесть количество времени, необходимое для выполнения изделия.

6. Анализ идей и выбор лучшего варианта

Я определилась в выборе. Мой будущий подарок для папы – это примитивная кукла в мордовском национальном костюме эрзянки. Для куклы мы выбрали мягкий трикотаж, так как я умею шить на машинке, а при шитье трикотажа нужно использовать такую функцию, как «трикотажный шов». При этом ход машинки замедляется, и можно легко прошить изогнутые линии. (Ведь я еще только учусь!) Самое сложное – это точно расположить на ткани выкройку, учитывая продольную и поперечную нить. В этом мне поможет педагог. Ткань такая при шитье не едет, а если строчка не очень ровная, то огрехов не будет видно. Набивать синтепоном трикотажные игрушки очень легко, так как шов эластичный, и экономично, синтепона требуется очень мало. Игрушка получается очень мягкая и нежная на ощупь. Лицо такой кукле не распишешь красками, было решено его вышить простым стебельчатым швом. (Я умею вышивать.) Перед вышивкой лицо можно немножко стянуть, чтобы оно получилось структурным.

Я хорошо рисую, и нарисовать куклу для меня не составляет труда. Выкройку рубахи, как основного платья модно делать непосредственно после сшивания куклы, путем накладывания куклы на бумагу, расчет пулая, фартука и головного убора так же очень прост – это обычные прямоугольники, которые путем примерки подгоняются по фигурке куклы. Весь костюм было решено шить из белой и красной бязи, украшать костюм можно путём нашивания различной тесьмы с национальным узором, красной атласной ленты и бисера. А обрабатывать края костюма легче всего косой атласной бейкой красного цвета. Получается очень аккуратно, даже самая неумелая портниха с этим справится. Самые сложные моменты, такие как обработка бейкой ворота, окаты рукавов, мне поможет сделать педагог. Я умею немного вязать крючком, и связать небольшие лапти не составит труда.

У меня есть все необходимые инструменты и материалы для изготовления куклы. Хотя игрушка большая по размеру, она не сложная по выполнению. Работать можно и на занятиях, и дома. Изделие абсолютно безопасно и экологически чистое. В качестве наполнителя я использую синтепон.

II. Технологический этап.

7.Материалы и инструменты

Швейная, бисерная игла, игла для мягких игрушек, булавки.

Ножницы для бумаги, ткани, ножницы «зигзаг».

Карандаш простой, исчезающий фломастер, линейка, сантиметр.

Мягкий трикотаж светло-кремового оттенка, бязь белого и красного цвета, тонкий белый трикотаж.

Нитки красного и белого цветов.

Атласная лента, цветная тесьма зигзагообразной формы, различная тесьма с мордовским национальным узором.

Атласная косая бейка красного цвета.

Нитки мулине черного, розового, синего цветов.

Бисер различного цвета и формы.

8. Организация рабочего места, ТБ при работе

при работе с ножницами

1. Хранить ножницы в футляре и в недоступном месте для детей.

Мордовский головной убор.

2. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

3. Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

— при работе с иглами, булавками, спицами и крючком

1. Работать с напёрстком.

2. Хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставлять их на рабочем месте, ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот и не вкалывать их в одежду.

3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.

4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

5. Спицы и крючок хранить в чехле, по окончанию работы убирать их в место, недоступное для маленьких детей.

6. Куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

— при работе на швейной электромашине

1. Перед работой волосы убрать.

2. Сидеть на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд, перед иглой.

3. Расстояние от работающего до машинки должно быть 10-15 см.

4. Перед работой удалить из изделия иглы и булавки.

5. На платформе машинки не должно находиться посторонних предметов.

6. Руки во время работы должны быть на безопасном расстоянии от движущихся деталей машинки.

7. Подключать швейную машину к сети и отключать при разрешении учителя.

8. При подключении сначала подключать педаль к машине, а потом машину в сеть. При отключении — наоборот (сначала от сети, затем — от машинки)

9. Следить за тем, чтобы рядом с педалью не было сумок и пакетов. Ногу убирать с педали, если работа временно приостановлена.

10.Запрещается менять движущиеся части машины при включённом оборудовании в сеть.

11.Ногу на педали держать так, чтобы машинка работала с одинаковой скоростью.

12.По окончании работы убрать рабочее место, вытереть педаль.

9.Технология выполнения изделия

Технологическая карта.

Последовательность выполнения работы

Инструменты и приспособления

На бумаге рисуем эскиз куклы, в соответствии с собственным замыслом, складываем бумагу пополам, выравниваем все линии туловища, дорисовываем руку и ногу. Вырезаем детали.

Бумага, карандаш, ножницы.

На трикотажное полотно, сложенное пополам, переносим выкройку куклы, скалываем, прошиваем на машинке трикотажным швом.

Трикотажная ткань, исчезающий фломастер, выкройка, швейная машинка, нитки в тон ткани, булавки, ножницы.

Куклы в народных костюмах. Встреча с Людмилой Усольцевой

Разрезаем детали куклы ножницами по ткани «зигзаг».

Набиваем детали синтепоном не очень плотно, т. к. работаем с трикотажем, чтобы ткань не растягивалась. Пришиваем руки и ноги потайным швом.

Детали куклы, синтепон, иголка, нитки, ножницы.

Выполняем стяжку лица. Начинаем с носика. Намечаем границы носика. С затылка вводим длинную иголку с ниткой, стягиваем крылья носика. Так как работаем с трикотажем, делать эту операцию легко.

Специальная иголка для сшивания кукол, нитки, ножницы.

Через крылья носика делаем дырочки. Закрепляем нитку на затылке.

Специальная иголка для сшивания кукол, нитки, ножницы.

Намечаем булавками глазницы, прошиваем их швом «вперед в иголку, немного стягивая, нитками в тон ткани. Так же делаем небольшую стяжку рта и подбородка.

Иголка, нитки, ножницы,

Мастер-класс. Русская Народная Кукла. Интерьерная кукла в подарок на картонной тубе.

Выполняем вышивку глаз, бровей и рта простым стебельчатым швом. Привязываем ресницы, подравниваем их. Щечки окрашиваем простыми румянами.

Черные, голубые, розовые нитки «мулине» в два сложения; простые нитки в тон ткани; булавки; румяна; ножницы.

Делаем выкройку рубахи. Так как кукла изменила свои первоначальные параметры, накладываем ее на бумагу и рисуем контур, при этом прижимаем куклу к бумаге.

Кукла, бумага, карандаш, линейка, ножницы.

Выкраиваем рукав и ластовицу.

Карандаш, линейка, ножницы.

Переносим выкройку на белую х\б ткань. Заднюю часть выкраиваем чуть шире, делаем ее со сгибом, переднюю разрезаем для ворота. Ластовицы выкраиваем из красной ткани. Не забываем про припуски на швы 1 см (плечевой, боковой шов).

Белая и красная бязь, исчезающий фломастер, булавки, ножницы, выкройка.

Нашиваем на выкроенные детали красную тесьму и атласную ленточку.

Выкроенные детали рубахи, швейная машинка красные и белые нитки, атласная ленточка, красная тесьма, ножницы, булавки, иголка.

Стачиваем все детали:

ластовицу к рукавам ;

ластовицу к боковым швам ;

Обрабатываем края косой бейкой. На низ рубахи пришиваем декоративную тесьму.

Швейная машинка, красные и белые нитки, косая красная атласная бейка, выкроенные детали рубахи, ножницы, булавки, иголка.

Для головного убора выкраиваем прямоугольную полоску длиной равной объему головы, шириной 4-5 см, нашиваем декоративную тесьму с мордовским рисунком, лопасть – прямоугольник, длиной 10-12 см, скругляем его, обрабатываем косой бейкой, прошиваем боковой шов, вкладываем лопасть, стачиваем ее вместе с головным убором.

Мастер-класс «Этапы изготовления куклы в национальном костюме»

Швейная машинка, красная бязь, красные и белые нитки, косая красная атласная бейка, белая тесьма, декоративная тесьма с мордовским рисунком, ножницы, булавки, иголка.

Привязываем нитки (волосы) прямо к голове с помощью крючка, плетем косу. Делаем помпоны. Пришиваем головной убор к голове потайным швом, пришиваем помпоны.

Как сшить Русский народный костюм Рубашка

Акриловые нитки белого и светло-коричневого цвета, иголка, ножницы, нитки красные и белые, крючок.

Для пулая выкраиваем прямоугольник из красной бязи длиной чуть меньше ширины талии. Нашиваем декоративную тесьму, обрабатываем края. Из белого бисера формируем бахрому (по 30 бисеринок на нить), из цветного бисера нашиваем треугольники.

Для фартука из белой бязи выкраиваем прямоугольник, нашиваем тесьму, обрабатываем края.

Швейная машинка, красная и белая бязь, красные и белые нитки, косая красная атласная бейка, синяя тесьма, декоративная тесьма с мордовским рисунком, белый и цветной бисер, ножницы, булавки, бисерная иголка.

Лапти вяжем крючком по схеме. Затем по кругу 2 р. столб. без накида. Для формирования носка соединяем сначала 1 столбиком-3 ряда, затем 2 столбика – 2 ряда, обвязываем: 1 ст. без накида, 2 ст с накидом, 1 ст без накида. Портянки вырезаем из тонкого трикотажа, обматываем им ножку, надеваем лапти, делаем обмотку.

Для подставки берем от дисков коробочку, вставляем в нее палочку.

Льняные нитки, крючок 1,3 мм, ножницы, две небольшие полоски тонкого белого трикотажа.

Коробка для дисков, небольшая палочка.

Делаем из бисера различных цветов бусы. (Нанизываем их просто на нить, закрепляем) Сережки сразу пришиваем к голове, чередуем бисер с декоративными монетками. Пришиваем пуговку.

Различные цвета бисера, бисерная иголка, нитки, ножницы, красная пуговка, декоративные монетки